Досрочное расторжение Airbus контракта с крупнейшим в мире производителем титана «ВСМПО-Ависма» из-за возможного расширения санкций со стороны Евросоюза обернется штрафом для европейского авиастроительного гиганта, а на поиск новых партнеров уйдут годы, сказал в интервью Рейтер глава и один из собственников российской компании. В ответ на политический кризис в Украине Airbus создал рабочую группу, которая изучает “потенциальные риски в отношении поставок” титана из России, и может начать оценку поставщиков из других стран на предмет соответствия техническим требованиям. “Контракты продолжают действовать и не могут расторгаться ни с того ни с сего. В ином случае в силу вступают предусмотренные штрафные санкции, – сказал в интервью гендиректор «ВСМПО-Ависма» Михаил Воеводин. – Airbus давно работает по принципу двойного источника по всем закупкам, поэтому альтернатива нашему титану у него была всегда. Но контракт до 2020 г. подписан с нами. И трудно предположить, что крупнейший европейский авиастроитель станет пренебрегать условиями сложившегося партнерства”.
«ВСМПО-Ависма» и Airbus/EADS пять лет назад подписали долгосрочный контракт стоимостью $4 млрд., по которому российская корпорация до 2020 г. будет поставлять Airbus прокат из титановых сплавов, а также штампованные изделия. “Преимущество долгосрочного контракта – стабильность его условий. Мы всегда строго выполняем договорные условия, наши партнеры – тоже. Политика политикой, а бизнес – бизнесом: все наши контракты взаимовыгодны”, – сказал глава «ВСМПО-Ависма». Российская корпорация на сегодняшний день закрывает 60% потребностей Airbus в титановой продукции и 40% – его конкурента, американского концерна Boeing.
Прочный титан, который в два раза легче стали, используется для изготовления самолетных каркасов. По итогам прошлого года «ВСМПО-Ависма», экспортирующая 70% титановой продукции, увеличила производство до 28.855 т с 26.242 т в 2012 г. Тем временем спрос на титан в мире растет на фоне внушительного роста производства самолетов. Мировой парк гражданских самолетов должен увеличиться на 27.526 лайнеров в период между 2013-2035 гг., прогнозирует наблюдатель рынка Airline monitor.
“Внушительный портфель заказов авиастроителей, разработка и серийное производство новых моделей с высоким содержанием титана позволяет сделать вывод о том, что авиаиндустрия вступила в фазу длительного роста”, – говорится в материалах «ВСМПО-Ависма», которые есть в распоряжении «Рейтер». Компания прогнозирует рост потребления титана в аэрокосмической отрасли на 26% к 2018 г. В настоящее время потребность отрасли в титановом прокате, по оценке компании, составляет около 65.000 т в год.
Помимо «ВСМПО-Ависма», крупными производителями титановой продукции являются американские Timet, Allegheny Technologies, японская Toho Titanium, китайские Zunyi Titanium и Pangang and Jinchuan Groups. Аналитик «Газпромбанка» Максим Худалов считает, что поиск альтернативных поставщиков Airbus вряд ли увенчается успехом. “Несмотря на активное наращивание объемов производства титана Китаем, спрос внутри страны также высок”. Глава «ВСМПО-Ависма» полагает, что в случае отказа Airbus от поставок компании понадобится два-три года активных поисков других покупателей своей продукции, которая также востребована в энергетике, химическом машиностроении, медицине. “В итоге обязательно найдем потребителя на нашу продукцию, которую сегодня в мире умеют делать слишком немногие. А вот найти стопроцентную адекватную замену титану ВСМПО в срок 3-5 лет невозможно”, – считает Воеводин. (Reuters/Металл Украины и мира)