В 1997 г. запасливая Rio Tinto обзавелась эксклюзивными правами на разработку крупнейшего из нетронутых месторождений железной руды Simandou в Гвинее. Однако инвестировать в него не торопилась, и именно под этим предлогом в начале 2008 г. у группы отозвали лицензию на северную половину залежи. Практически сразу права на этот участок были переданы компании BSGR. По мнению Rio, незаконно. Теперь новое правительство лишило BSGR прав на Simandou, но у Rio осталась единственная возможность вернуть спорный участок – выиграть конкурс, в котором, вероятно, примет участие Vale.
Президент Гвинеи Альфа Конде как-то сказал, что Гвинея пронизана коррупцией насквозь, и что если застрелить каждого, кто хоть однажды украл, в стране не останется никого. Поэтому сразу после прихода к власти в 2010 г. он объявил войну коррупции. Разумеется, Rio Tinto возобновила попытки оспорить решение прежнего правительства в отношении Simandou и подала соответствующую петицию. Ну, а Конде решил не ограничиваться расследованием этого случая, а произвести масштабную проверку всех лицензий, выданных за два года военным правительством в горнорудной отрасли. Отмена этих сделок и заключение новых – на более выгодных условиях – давала возможность не только пополнить казну нищей страны, а и получить реальные инвестиции в создание остро необходимой инфраструктуры. В 2012 г. была создана специальная правительственная комиссия, которая занялась пересмотром всех лицензий на разработку недр.
Проверку Rio прошла без особых проблем, поскольку согласилась на изменение условий контракта: в апреле 2011 г. группа подписала соглашение, в соответствии с которым она сохраняет свою концессию, а правительство Гвинеи получает право увеличить свою долю в ее проекте Simfer до 35%.
У BSGR дела обстоят намного хуже. Как сама компания, так и ее владелец Бени Штейнмец (самый богатый бизнесмен Израиля с состоянием $6,8 млрд.) часто подозревались в использовании коррупционных схем. И около года назад Большое жюри США занялось расследованием вопроса о взятках, которые француз Фредерик Кайлинс, связанный с BSGR, якобы передавал четвертой жене ныне покойного президента Гвинеи Лансаны Конте за помощь в получении лицензии на Simandou. Исходно правительственная комиссия обвинила BSGR в коррупции в 2012 г., а в ноябре 2013 г. потребовала, чтобы компания сообщила обо всех подарках и выплатах, сделанных ею Конте и военному правительству, которое возглавило страну после его смерти. В частности, речь шла о взятках бывшему министру месторождений Махмуду Тиаму, ранее – консультанту банков UBS AG а Bank of America Corp., и жене Конте. Сейчас Кайлинса обвиняют в нарушении закона Foreign Corrupt Practices Act. Кроме того, против него возбуждено уголовное дело в связи с отмывкой денег для получения сумм, предназначенных на взятки гвинейским чиновникам за концессию на разработку Simandou. В апреле суд Нью-Йорка признал виновным по одному из пунктов уголовного дела, а в общей сложности ему грозит до 5 лет лишения свободы. Конде сообщил, что по результатам проверки правительство отозвало около 800 разрешений на разработку недр, большинство из которых не использовались. Он выразил благодарность международным партнерам Гвинеи за помощь в расследовании этих сделок. По его словам, Швейцария, США, Франция и даже налоговые гавани помогли стране не утратить преимущества. При этом Конде отметил, что самый убедительный пример – история с концессией на Simandou.
Хотя BSGR до сих пор категорически отрицает все обвинения, у нее отозвали концессию на разработку Simandou, и партнеры утратили право не реализацию проекта стоимостью $10 млрд., который предусматривал создание мощностей для добычи руды, строительство железной дороги и глубоководного порта.
Тем временем в августе прошлого года Rio Tinto напомнила, что хотела бы вернуть права на северную часть месторождения, которых ее незаконно лишили в 2008 г. При этом группа обзавелась партнерами, которые помогут ей с финансированием проекта общей стоимостью $20 млрд. – структураВсемирногобанка International Finance Corporation икитайская Chinalco. Правда, с концессией на северный участок Simandou неизбежно возникнут трудности. Дело в том, что у BSGR тоже появился влиятельный партнер: в 2010 г. она продала 51% своего проекта Vale за $2,5 млрд. При этом мудрый Роджер Анъелли, возглавлявший в то время бразильскую компанию, оговорил, что только $500 млн. будет выплачено сразу, а остальное – по мере реализации проекта. Это сократило размер потенциальных убытков, связанных с отменой лицензии. Хотя Vale, как сочла правительственная комиссия, не была замешана в коррупционной схеме, по которой BSGR получила права на разработку северной части Simandou, бразильская группа успела истратить около $1 млрд. на гвинейский проект. Правда, как только началось расследование, группа остановила инвестиции, но в финансовом отчете за прошлый год сообщила о возможной потере всех своих капиталовложений в Simandou. Все же этот проект весьма важен для Vale, и она не собирается сдаваться без боя.
Итак, по рекомендации правительственной комиссии в апреле была отозвана лицензия BSGR и Vale на разработку Simandou. Теперь на этот участок месторождения будет объявлен новый тендер, в котором BSGR запрещено принимать участие, а Vale получит такую возможность. Вероятно, Rio Tinto с партнерами тоже вступят в борьбу, а пока они активно укрепляют отношения с правительством Гвинеи и продвигают проект на южной части месторождения. Начать производство группа планирует в 2018 г.
26 мая владельцы предприятия Simfer – Rio Tinto (50,35%), International Finance Corporation (5%) и Chinalco (которая передает свою долю 44,65% родительской компании Chalco) – подписали с правительством Гвинеи соглашение о структуре инвестиций в грандиозный железорудный проект стоимостью более $20 млрд. Добыча на Simandou будет вестись открытым способом, и после вывода предприятия на проектную мощность его экспорт составит около 100 млн. т. Проект включает строительство железной дороги, 35 мостов и глубоководного причала, вынесенного в море на 11 км от побережья. Трансгвинейская железная дорога (около 650 км) будет использоваться для транспортировки руды от месторождения к побережью, а новый глубоководный порт планируется построить южнее Конакри.
Впрочем, эти заботы не отвлекли Rio Tinto от поисков справедливости. В конце апреля группа возбудила иск в суде Нью-Йорка против Vale, Бени Штейнмеца и его компании BSGR, обвиняя их в преступном сговоре с целью кражи прав Rio на разработку Simandou путем дачи взяток должностным лицам. Кроме того, Rio обвинила Vale в передаче Штейнмецу и BSGR конфиденциальной информации, полученной в августе 2008 г. в процессе переговоров с Rio о приобретении части ее прав на Simandou. В ходе этих переговоров, как утверждает австралийская группа, Vale получила доступ к конфиденциальной информации, включая геологические и технические данные, методы добычи и разведки, состав руды и планы строительства железной дороги к порту через территорию соседней Либерии. По мнению Rio, позднее Штейнмец, BSGR и Vale использовали эту информацию, чтобы улучшить свое предложение правительству по поводу получения прав на разработку недр.
На этих основаниях Rio обвиняет Vale в нарушении соглашения о конфиденциальности. Австралийская группа утверждает в иске: “Vale продолжала переговоры, делая вид, что заинтересована в сделке, а на самом деле – добывала информацию”. При этом Rio считает, что Vale знала или должна была знать, что BSGR раздает взятки бразильским чиновникам, чтобы отнять у Rio права на Simandou. В иске также указано, что решение об отзыве лицензии Rio на половину месторождения стоимостью в миллиарды долларов было принято после взятки в $200 млн., полученной бывшим министром месторождений Махмудом Тиамом. При этом Rio утверждает, что Vale была сердцем сговора, поскольку ее привлекала возможность не только получить права на крупнейшее в мире нетронутое месторождение, но и получить их очень дешево. Пока BSGR реализовывала свою коррупционную кампанию в Гвинее, роль Vale сводилась к получению у Rio конфиденциальной информации под различными фальшивыми предлогами. Эта информация передавалась Штейнмецу и BSGR, чтобы увеличить их шансы на успех в попытках стимулировать гвинейских чиновников лишить Rio Tinto концессии.
На всякий случай Rio Tinto заверила правительство Гвинеи, что ее судебный спор с Vale не повлияет на планы реализации проекта в южной части месторождения. “Это иск о возмещении ущерба, а не о восстановлении в правах на Simandou, и он никоим образом не направлен против правительства Гвинеи”, – сообщил глава подразделения алмазов и минералов компании в письме министру месторождений.
Кстати, первой начала судебные баталии Vale. Она возбудила иск против своего бывшего партнера BSGR в Международном арбитражном суде в Лондоне. Бразильская группа требует возмещения ущерба в $1,1 млрд., связанного с действиями BSGR в Гвинее.
Не сдается и BSGR. Компания предупредила о намерении начать арбитражный процесс в International Centre for Settlement of Investment Disputes (ICSID) против президента Альфа Конде и правительства Гвинеи. Компания намеревается доказать свою непричастность к коррупции и утверждает, что обвинения против нее сфабрикованы. Похоже, предстоят затяжные судебные баталии с неясным исходом. (МинПром/Металл Украины и мира)