Однако и внутренний рынок, на долю которого традиционно приходится порядка 20% продаж отечественной стали, имеет большое значение для производителей. Еще осенью прошлого года многие специалисты предсказывали на текущий год умеренный рост внутреннего потребления металла в Украине. Но, судя по всему, реальность обернется весьма значительным спадом.
В советские времена объем потребления стали в Украине достигал 25-26 млн. т в год, что в пересчете на душу населения примерно соответствовало уровню промышленно развитых стран Западной Европы. Однако деиндустриализация, обвальное падение капиталовложений в промышленность и строительство, исчезновение целых отраслей экономики привели к тому, что во второй половине 1990-х годов этот показатель упал почти в 10 раз до 2-3 млн. т в год. По крайней мере до середины прошлого десятилетия общий металллофонд в Украине сокращался: из страны вывозилось больше металла в виде лома, чем вливалось в экономику в виде готовой стальной продукции.
Экономический подъем середины 2000-х годов позволил реанимировать внутренний рынок стали, основой которого стала строительная отрасль, на долю которой приходилось не менее 65-70% потребления металлопродукции в Украине. Перед кризисом 2008 г. спрос вышел на уровень 8-8,5 млн. т в год, а многие эксперты в своих прогнозах называли цифры порядка 12-13 млн. т в середине 2010-х годов, то есть фактически в наши дни.
Увы, очередной кризис обрушил не только экономику Украины, в которой, как и на Западе, благосостояние в значительной степени опиралось на банковские кредиты, но и металлопотребление. В 2010 г. оно упало до менее 6 млн. т. В дальнейшем был краткосрочный подъем, вызванный подготовкой к Евро-2012, но после чемпионата все опять вернулось на круги своя. Строительство стадионов и аэропортов, а также обновление автодорог дало лишь временный эффект. К тому же очередной спад на глобальном рынке и непродуманная евроинтеграционная стратегия весьма дорого обошлись экспортно ориентированной украинской экономике. Промышленное производство и инвестиции в строительство в прошлом году снова начали сокращаться, а вместе с ними упало и потребление металла.
По данным различных источников, в 2013 г. в Украине было использовано около 6-6,5 млн. т отечественной стальной продукции при общем объеме производства в 32,8 млн. т. Снижение данного показателя по сравнению с предыдущим годом составило порядка 5%, что примерно соответствовало темпам спада промышленного производства. Еще около 1,2 млн. т было импортировано.
Таким образом, доля внутреннего потребления в общем объеме выпуска стали в стране, как и ранее, составляет около 20%. Казалось бы, показатель не очень значительный. Но на самом деле не все так просто. Прежде всего, если в украинском экспорте около половины составляют полуфабрикаты – продукт с минимальной добавленной стоимостью, то на внутреннем рынке продается как раз готовый прокат. И в объеме его производства доля внутренних поставок превышает 27%. Сбыт стальной продукции в самой Украине приносит доходы в государственный бюджет в виде НДС и других налогов, а также создает рабочие места в металлоторговом и металлосервисном секторах.
Кроме того, на украинском рынке проката в последние годы увеличивается спрос на качественную дорогостоящую продукцию. Об этом можно судить хотя бы по структуре украинского импорта стали. В 2013 г. его объем, по данным Госкомстата Украины, составил 1,17 млн. т (без учета труб). Из них почти половина пришлась на закупки листовой стали с покрытиями, более 20% – на горячекатаные рулоны и 7,4% – на холоднокатаные. При этом, если потребность отечественных металлургов в импортных заготовках (преимущественно трубных) сократилась по сравнению с 2012 г. более чем в 5 раз, то в готовом прокате, наоборот, выросла на 2%.
Да, большая часть потребления стали в Украине, как в развивающихся странах, приходится на строительную отрасль. Но ей нужны от отечественных металлургов поставки оцинкованной стали, качественных арматуры и фасонного проката для металлоконструкций, профильных труб и другой продвинутой и относительно дорогостоящей продукции. Очень важным потребителем стали является и украинское машиностроение, которому необходимы такие виды продукции как качественный лист, вагонное литье, сортовой прокат из специальных сталей. При этом цены на стальную продукцию в Украине традиционно были выше, чем при экспорте, что обеспечивало производителям более высокую норму прибыли.
Важность внутреннего рынка повышается для украинских металлургов и вследствие ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры. В последние месяцы сокращается экспорт длинномерного проката вследствие роста импортозамещения в России и некоторых странах Ближнего Востока и усиливающейся конкуренции со стороны китайских производителей. Уменьшает импорт Турция – крупнейший покупатель украинского плоского проката. Структура поставок украинской стальной продукции все больше смещается в сторону дешевых и относительно малоприбыльных полуфабрикатов. Без прочной опоры в виде внутреннего рынка металлургам становится все труднее за рубежом.
Однако в текущем году ситуация на украинском рынке стали резко ухудшилась. Теперь уже очевидно, что потребление стальной продукции в стране идет на спад, и вместо ожидавшегося ранее роста доходов придется считать потери.
По итогам января-апреля промышленное производство в стране сократилось на 5,3% по сравнению с показателями аналогичного периода годичной давности. При этом в некоторых металлоемких отраслях падение оказалось еще более сильным.
Объемы строительных работ, по данным за первые четыре месяца, сократились на 5,8% по сравнению с началом прошлого года. Причем эти данные указаны в гривнах, то есть неизвестно, насколько в них учтен эффект девальвации украинской валюты. Производство метизов уменьшилось на 14%. Потребление электроэнергии в машиностроении (важный показатель, косвенно свидетельствующий об объемах выпуска продукции) упало на 13,3%.
Все эти негативные тенденции привели к весьма существенному падению спроса на стальную продукцию в Украине. Как сообщает “Металл-Курьер”, за те же четыре месяца видимое потребление сварных труб общего назначения сократилось на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Правда, по данным “Металл-Курьера”, видимое потребление арматуры за четыре месяца возросло на 13% по сравнению с тем, что было год назад, а листовой стали с покрытиями – на 2%. Но аналитики объясняют это повышенной активностью покупателей в январе-феврале, приобретавших стальную продукцию в запас на случай перебоев с поставками.
Следует отметить, что их опасения оправдались, в частности в отношении оцинкованной стали, производство которой сократилось на 12% из-за подорожания импортного подката. Импорт листовой стали с покрытиями после апрельского скачка, очевидно, тоже упадет вследствие девальвации гривны.
Вообще, гривневые цены на прокат в Украине к концу апреля – началу мая в целом удалось привести в соответствие с новыми реалиями. Внутренние котировки испытали за последние месяцы два раунда повышений – в конце февраля и в конце марта – первой половине апреля. Общее подорожание по сравнению с началом года составило порядка 35-45%, что примерно соответствует степени обесценения гривны. При этом стоимость длинномерного проката как более востребованного возросла в большей степени, нежели непокрытого плоского. В мае внутренние котировки на горячекатаные рулоны без НДС превышали экспортные не более чем на $10-20/т, тогда как в прошлом году эта разница была в несколько раз больше.
В мае складские котировки на длинномерный и плоский прокат в Украине были относительно стабильными. Стоимость арматуры 12-32 мм в Киеве составляла в конце месяца около 8200-8300 грн./т, с НДС, горячего плоского проката – 7950-8050 грн./т. Однако в последние две-три недели поставщики были вынуждены сбавить цены на 100-250 грн./т, а их ожидания на лето имеют выраженный пессимистический характер.
Судя по всему, в ближайшие месяцы в Украине произойдет сужение рынка стальной продукции строительного назначения. Из-за известных политических и экономических проблем активность в отечественной строительной отрасли идет на спад. В частности, в последние несколько недель ряд компаний сообщили о переносе на более поздний срок ввода в строй крупных торгово-развлекательных центров в нескольких городах Украины. Вследствие сокращения расходов бюджета, очевидно, будет урезано или прекращено финансирование государственных инфраструктурных проектов. Под большим вопросом проведение в Украине чемпионата Европы по баскетболу в 2015 г. Из-за падения уровня жизни населения, скорее всего, резко уменьшатся вложения в жилищное строительство.
Очевидно, в этом году значительно сократится потребление стальной продукции и в украинском машиностроении – втором по значению секторе национального рынка проката. По итогам первых четырех месяцев рост по сравнению с показателями годичной давности наблюдался только в автомобилестроении, но, судя по всему, этот подъем имеет кратковременный характер: уже в апреле объем выпуска снизился на 15% по сравнению с мартом. В то же время судостроению, вагоностроению, производству электрооборудования, насосов и других видов машиностроительной продукции грозит настоящий обвал вследствие потери российского рынка сбыта, который в обозримом будущем невозможно будет компенсировать поставками в Европу. Впрочем, если военные действия на Донбассе будут продолжаться и далее, то на значительной части украинской промышленности вообще можно будет поставить крест.
Уже можно уверенно сказать, что по итогам 2014 г. потребление стальной продукции в Украине упадет. Вопрос только в том – как сильно. Если в стране в ближайшее время наступит хоть самый худой, но мир, экономические связи между Донбассом и другими регионами не будут разорваны, а киевские власти оплатят долги за российский газ и договорятся о новых поставках, можно будет рассчитывать на более-менее умеренный спад – в пределах 5-10% по сравнению с прошлым годом. Продолжение же противостояния и односторонняя ориентация на Запад просто разорят украинское государство, а внутренний рынок металла в лучшем случае упадет до уровня середины 1990-х годов. По крайней мере уже в мае трейдеры оценивали падение реального спроса на арматуру в 20-30% по сравнению с прошлым годом, и это, понятное дело, еще далеко не предел. (МинПром/Металл Украины и мира)