На азиатском рынке плоского проката продолжается депрессия, вызванная, в первую очередь, избытком предложения и низкими ценами на железную руду. Как сообщают китайские источники, в начале июня спрос на стальную продукцию в регионе был достаточно высоким, что позволяло поддерживать котировки на относительно стабильном уровне, но в дальнейшем потребители снизили активность и заявили о необходимости нового понижения.
Еще одной проблемой регионального рынка специалисты называют буквально устрашающие объемы китайского экспорта. В мае его объем достиг рекордного в истории уровня – 8,07 млн. т. Всего же за первые пять месяцев китайские металлурги отправили за рубеж более 33,9 млн. т стальной продукции – на 33,6% или 8,5 млн. т больше, чем за тот же период предыдущего года. И хотя расширение поставок было отмечено по всем основным направлениям, в наибольшей степени (в абсолютных значениях) увеличился экспорт в Корею и страны АСЕАН.
Фактически металлургические компании из других азиатских стран оказались вытеснены с регионального рынка коммерческого плоского проката. Японский экспорт стали с августа прошлого года идет с отставанием от графика аналогичного периода годичной давности. Местные производители в последнее время, поставляют за рубеж, в основном, высококачественный плоский прокат, с которым китайцы, как правило, не конкурируют, либо снабжают национальные машиностроительные компании в Юго-Восточной Азии. Цены на коммерческие горячекатаные рулоны SS400 японского производства указываются с начала июня, преимущественно, в интервале $530-540/т, FOB, но имеют, в основном, номинальный характер.
Корейский экспорт стали за январь-апрель составил 10,4 млн. т, что на 8,5% превышает показатели аналогичного периода годичной давности. Но этот рост отражает, главным образом, слабость внутреннего рынка. Спрос на плоский прокат в стране остается низким. В секторе коммерческого горячего проката доминирует импортная продукция из Китая. В национальном судостроении продолжается спад: за январь-май корейские производители получили на 20% меньше заказов (по дедвейту), чем за тот же период прошлого года. В результате в мае компаниям Posco и Hyundai Steel пришлось понизить внутренние котировки на плоский прокат примерно на $10/т, а также сбавить экспортные котировки на горячекатаные рулоны до тех же $530-540/т, FOB, что и их японские коллеги.
Китайские экспортеры в начале июля удерживали цены на горячий прокат в интервале $505-510/т, FOB, но в дальнейшем были вынуждены пойти на уступки. В середине текущего месяца продажи в такие страны как Вьетнам и Корея, а также в государства Персидского залива осуществлялись на уровне $500-505/т, FOB, а встречные предложения поступали уже по $495/т и менее. Впрочем, по мнению китайских аналитиков, металлурги все-таки не сбавят цены ниже $500/т, FOB, так как уже сейчас их рентабельность упала практически до нуля. Впрочем, если железная руда провалится ниже отметки $90/т, CFR Китай, это, очевидно, вызовет очередное удешевление горячего проката.
Еще большие проблемы возникают у китайских экспортеров холоднокатаных рулонов. Эта продукция в последнее время пользуется минимальным спросом на внешних рынках несмотря на понижение котировок до $575-585/т, FOB – наименьшего уровня за последний год. Из-за этого производителям приходится перенаправлять продукцию на внутренний рынок, где и так наблюдается избыток предложения. В июле прошлого года стоимость китайских холоднокатаных рулонов уже опускалась почти на уровень горячего проката. Не исключено, что нечто подобное произойдет и в ближайшие несколько недель. Перспективы на июль выглядят на азиатском рынке листовой стали тоже весьма неутешительно. Повышение котировок, по меньшей мере, до конца лета выглядит маловероятным, так что поставщикам придется выбирать лишь между продолжением спада и стагнацией. (Rusmet/Металл Украины и мира)