В течение первых двух недель июля на китайском рынке стали не произошло существенных изменений. Большинство крупных и средних металлургических компаний оставили на июль отпускные цены июня, некоторые производители их слегка понизили. Повышений зарегистрировано не было.
Спотовые котировки на коммерческий горячий прокат в конце июня – начале июля окончательно опустились ниже 3400 юаней/т с металлобазы, а арматура стабильно оценивается на уровне 3150-3170 юаней/т. Тем не менее, вследствие укрепления курса китайской валюты долларовые цены на горячекатаные рулоны с середины июня не выходят за пределы интервала $505-510/т с металлобазы, а арматура стоит около $495/т. Впрочем, цены в любом случае находятся вблизи пятилетних минимумов.
Основной проблемой участники рынка называют недостаточный спрос, прежде всего, на длинномерный прокат. По данным американского инвестиционного банка Goldman Sachs, в январе-мае продажи жилой недвижимости сократились на 10,2% по сравнению с аналогичным периодом годичной давности, а темпы роста в строительной отрасли находятся на самом низком уровне с 2009 г.
Правда, китайское правительство периодически заявляет о необходимости стимулирования экономического роста, а в последний месяц сообщалось о пуске ряда программ жилищного и инфраструктурного правительства в ряде городов. Однако жаркое дождливое лето препятствует нормальному ходу строительных работ. Поэтому, по мнению специалистов, эффект от принятия стимулирующих мер проявится не раньше осени.
Вообще, спад в строительном секторе, где правительство изо всех сил старается “спустить” огромный спекулятивно-кредитный пузырь (большая часть проектов в жилой и коммерческой недвижимости реализовывалась в 2010-2012 гг. за счет кредитов, щедро предоставляемых в расчете на постоянный рост цен), нанес очень сильный удар по китайскому рынку стали. Как отмечает Сю Сянчунь, ведущий аналитик Mysteel Research, более 75% металлургических мощностей, введенных в строй в стране после 2011 г., были ориентированы именно на производство арматуры и другого длинномерного проката строительного назначения. В прошлом году в Китае было выпущено 206 млн. т арматуры, причем, средний уровень загрузки мощностей составил около 60%.
Ситуация с плоским прокатом выглядит заметно лучше. По данным Mysteel Research, в 2013 г. загрузка мощностей по производству горячекатаных рулонов достигала 80%. Согласно оценкам Goldman Sachs, продажи пассажирских автомобилей за первые пять месяцев текущего года прибавили 12% по сравнению с аналогичным периодом годичной давности, хотя в мае темпы роста упали, а спрос на бытовую технику до 2017 г. будет увеличиваться, в среднем, на 9,1% в год.
Впрочем, цены на плоский прокат в Китае продолжают снижаться точно так же, как и на длинномерный. По мнению аналитиков, здесь основной причиной является перепроизводство, усилившееся в связи с недавним удешевлением железной руды. С одной стороны, падение цен на сырье стало благом для китайских металлургов. По данным национальной металлургической ассоциации CISA, только 17% из 88 крупных и средних сталелитейных компаний страны завершили май с убытками, тогда как по итогам января потери понесли 43% производителей. Однако, с другой стороны, пользуясь дешевизной сырья, металлургические компании наращивают выпуск, стремясь максимизировать объем прибыли, и тем самым способствуют увеличению избытка предложения на рынке.
В связи с этим большинство специалистов настроены не слишком оптимистично в отношении ближайших перспектив. Ранее считалось, что китайский рынок стали достигнет “дна” уже во второй половине июня, а затем котировки пойдут вверх. Теперь же крайняя точка спада переносится на июль, а то и на начало августа. (Rusmet/Металл Украины и мира)