Для экспансии на рынок жилищного строительства российские металлургические концерны объединились в специальную ассоциацию. При этом они обещают сделать себестоимость жилья меньше, а потребительские характеристики – сопоставимыми с монолитным домостроением.
Металл в строительстве есть везде (за исключением разве что избушек, возведенных, как говорится, без единого гвоздя): арматура, стальные фермы для перекрытий, материалы для облицовки фасадов и кровли – панели, листы, металлочерепица. Не говоря уже о мостах, тоннелях, железных дорогах, трубопроводах, опорах ЛЭП и т. д. Отдельную нишу занимают технологии строительства на базе металлических каркасов, диапазон применения которых – от ИЖС до создания уникальных высотных объектов. Плюс промышленные цеха, склады, торговые и офисные центры, многоуровневые паркинги и пр.
Примеры строительства из металла из мировой практики можно перечислять очень долго. Скажем лишь, что только один лондонский Сити практически полностью выполнен на стальном каркасе. В России в XX-XXI вв. “на металле” были построены Шуховская телебашня, гостиница “Украина”, здание МИД, главный корпус МГУ, Дальневосточный федеральный университет, стадионы “Лужники”, “Локомотив”, а недавно и “Арена Открытие”, множество других объектов. В “Москва-Сити” скоро будет введено в эксплуатацию самое высокое здание из металлокаркаса в Европе – башня “Евразия”. И все же доля построек на стальном каркасе в нашей стране пока не превышает 15% от общего количества реализованных проектов. Тогда как, например, в Норвегии это 48%, а в Швеции, Великобритании и США – 65-68%, сообщают сайты недвижимости. Главным образом такие масштабы достигаются за счет многоэтажного жилищного строительства. На этот сегмент в поисках новых рынков сбыта и решили замахнуться металлургические компании.
На сегодняшний день более 30% объемов отгрузки продукции пяти крупнейших металлургических компаний России приходится на экспорт. В основном это стальной полуфабрикат, имеющий очень низкую маржинальность, особенно когда речь идет о дальних поставках, скажем, на Западное побережье США. “Нам хотелось бы больше продавать в России”, – признается директор по развитию группы “Евраз” Александр Эренбург. – Мы столкнулись с тем, что конкурировать металлургическим компаниям между собой становится все сложнее, и решили вместе посмотреть, а кто еще может стать нашим потребителем. Открыли для себя рынок массового жилищного строительства, которое по ряду причин пока очень мало использует металл в качестве основного материала”.
Сегодня в России только 0,5-1% жилых домов, включая ИЖС, строится на металлокаркасе. Однако, как говорит генеральный директор компании “Северсталь Стальные решения” Владислав Васильев, если удастся хоть на один процент увеличить эту цифру, то для металлопроизводителей это будет означать 70-80 тыс. тонн дополнительных объемов. А прирост на 10% – это новый крупный сталепрокатный завод.
Вместе легче
Для выхода на жилищный рынок металлургические компании решили объединить свои усилия, создав Ассоциацию развития стального строительства (АРСС), финансировать которую на 90% будут “якоря” – “Евраз”, “Мечел”, ОМК. “Для каждого отдельного металлопроизводителя “поход” в девелоперский бизнес стоил бы очень дорого, и существенного влияния на рынок он бы не оказал, – объясняет генеральный директор ассоциации Дмитрий Еремеев причины ее создания. – А каждый доллар, вложенный в объединенную структуру, принесет гораздо больше отдачи, чем создание, скажем, группой “Евраз” своего девелоперского подразделения, архбюро, покупка завода металлоконструкций и т. д.”.
В ассоциации надеются интегрировать всех участников девелоперского цикла при строительстве жилья на металлокаркасной основе в единую технологическую цепочку: науку, архитекторов, проектировщиков, разработчиков технических нормативов, предприятия стройиндустрии, инвесторов, заказчиков и подрядчиков. Как заверяет Дмитрий Еремеев, помимо металлургов уже есть несколько инвестиционных структур, заинтересовавшихся этой темой, архитектурно-проектных компаний и заводов металлоконструкций (ЗМК). Председателем совета директоров АРСС стал директор ЦНИИСК им. Кучеренко Иван Ведяков, а именно этот институт отвечает в России за создание профильной нормативно-технической базы, в том числе для высотного строительства. В ассоциации также рассчитывают создать типовые проекты, которые могли бы войти в библиотеку проектов повторного применения, создаваемую сейчас Минстроем РФ.
Таким образом, производители стального проката, очевидно, планируют расширить рынки сбыта, а заодно и конкурентное поле, куда отныне войдут ЖБК и ДСК. Хотя, учитывая, что последние являются потребителями арматуры, которую также выпускают металлургические компании, то конкурировать отчасти им придется еще и самим с собой. Впрочем, продажа более дешевой, чем фасонный и листовой покат, арматуры существенно менее выгодна.
На пути помехи
Все эксперты, в том числе не причастные к АРСС, сходятся во мнении, что стальное строительство сегодня отодвинуто на задний план незаслуженно. Между тем у этого есть вполне объяснимая причина – сложившиеся у потребителя негативные стереотипы в его отношении. Один из девелоперов признался “РБК-Недвижимости”, что несмотря на то, что прекрасно осознает все преимущества строительства домов из металла, пока планирует строить из этого материала только торговые и бизнес-центры, поскольку на “металлическое” жилье устойчивый спрос совсем не гарантирован и риски таким образом слишком высоки. “Только если построить и никому не говорить, что это из металла”, – шутит предприниматель.
Впрочем, как говорится, в каждой шутке есть доля правды. Председатель совета директоров девелоперской компании “Доступное жилье” Вадим Варвянский рассказал, что, оценивая шансы “металлического” жилья на появление на рынке, специалисты его компании выяснили, что такие дома, хоть и в отдельных экземплярах, уже есть в Новосибирске, Екатеринбурге, Челябинске и других городах. Причем в ходе опроса жителей обнаружилось: далеко не все знали, что живут в домах из стали. “Мы решили, что потребителю нужна вариативность предложения, новые продукты, которые отличались бы от того, что создавалось много лет, – говорит Вадим Варвянский. – Причем по стоимости они должны вписываться в ценовые параметры, заданные нацпроектом “Жилье для российской семьи”, а также АИЖК и РЖС, с которыми мы сотрудничаем. Сейчас наша компания планирует реализовать пилотный проект из четырех домов на металлокаркасе”. Причем предварительные маркетинговые исследования собрали 323 условные заявки на квартиры в этих домах.
Главными преимуществами стального домостроения Вадим Варвянский называет скорость строительства, меньшее количество рабочей силы и отсутствие сезонных ограничений, которые существуют при монолитном строительстве. По его словам, нормативный срок сборки каркаса одной секции десятиэтажного дома – 22 рабочих дня. Обшивка или наполнение пенобетоном, отделка занимают около шести месяцев. Кстати, президент Национального объединения участников строительной индустрии (НОСИ) Александр Лощенко считает, что оптимизировать процесс стального строительства можно было бы за счет применения мобильных установок по производству пенобетона.
Забытое старое
Еще одним фактором, ограничивающим стальное строительство, по словам Александра Эренбурга, является отсутствие практики проектирования стальных жилых зданий в нашей стране. Зарубежные специалисты знали, как проектировать дома из металла, но не знали, как это делать по нашим СНиПам и ГОСТам (которые, к тому же, из-за отсутствия надобности многие годы не обновлялись и принципиально устарели).
“Когда мы пошли к российским проектировщикам, то оказалось, что сегодня людей, умеющих проектировать многоэтажные жилые дома на основе металлокаркаса, очень мало – говорит специалист. – Хотя ничего принципиально нового в этой технологии нет. Но даже те старожилы инженерного и проектного дела, которые раньше обладали необходимыми навыками и знаниями, в свое время предпочли о них забыть”. Дело в том, что в период послевоенной индустриализации и вплоть до 80-х годов прошлого века в нашей стране за это можно было получить строгий выговор и лишиться премии – металл в первую очередь должен был идти на промышленные нужды, на производство сельхозтехники, на ВПК. А жилье могло строиться и из железобетона.
Впрочем, известный российский архитектор Михаил Хазанов, по проекту которого построен Административно-общественный центр Московской области, прокомментировал “РБК-Недвижимости” утверждение об отсутствии российских специалистов в данной сфере так: “Это глубокое заблуждение. Я могу навскидку назвать более десятка отечественных проектировщиков-“металлистов”, которые построили немало прекрасных зданий из стали”. То, что эти здания нежилые, не имеет значения. Хороший специалист, умеющий проектировать большепролетные здания, сможет построить и жилье”. Кстати, в целом архитектор позитивно охарактеризовал перспективы стального строительства, заметив, однако, что во многих случаях целесообразно делать комбинированные проекты, в которых будет место и монолиту, и сборному железобетону и металлу.
Специалисты отмечают, что металлические конструкции хоть и дороже железобетона, но за счет скорости строительства сравнительные цены монолитного и стального проектов на выходе оказываются сопоставимыми. Правда, это во многом зависит от умения проектировать и строить. “Если у девелопера нет понятного алгоритма действий при строительстве дома на металлокаркасе и нет рабочих со специальной квалификацией, то для него такой проект может обойтись и вдвое дороже традиционного метода”, – предупреждает Александр Эренбург.
Возможно, массовое строительство жилья на базе металлокаркаса действительно сможет в будущем повлиять на цены. Вопрос в том, примет ли его рынок и потребитель. До сих пор в сознании людей крепко сидит стереотип, что металлическое жилье – это нечто связанное с ангарами, гаражами и промышленными цехами. Впрочем, в АРСС понимают, что искоренение этого стереотипа – дело не одного года. (realty.rbc.ru/Металл Украины и мира)