В Китае это решение окажет поддержку национальным добывающим компаниям и не причинит ущерба производителям стали, у которых есть и местные источники поставок. В Индии же, которая остро зависит от импорта угля, дополнительные затраты изрядно обременят бюджеты сталелитейных групп. Аналогичный эффект окажет и отзыв всех лицензий на добычу угля, выданных за 1993-2009 гг. Однако новой власти всегда нужны новые источники доходов, поэтому решение останется в силе. Зато спрос на мировом рынке несколько повысится, поскольку многие потребители из обеих стран захотят пополнить свои запасы.
Сопоставление данных по объемам производства стали и угля в Китае вызывает некоторое недоумение. Страна продолжает наращивать объемы выплавки металла. По данным National Bureau of Statistics, за первые 7 месяцев было произведено 480,76 млн. т (годовой прирост – 2,7%). Но, как ни странно, импорт коксующегося угля за этот же период сократился на 12,6% до 36 млн. т. Правда, этот импорт составляет только 10% потребления, но и национальная добыча всех видов угля уменьшилась до 2,163 млрд. т (годовой спад – 1,45%). Возникает вопрос: откуда заводы взяли нужные объемы сырья?
Нетрудно подсчитать, что для производства 480,76 млн. т стали необходимо около 370,2 млн. т коксующегося угля (по данным World Coal Association, на выплавку 1 т стали используется 770 кг). Если вычесть импорт, получится, что в стране за 7 месяцев использовано 334,2 млн. т коксующегося угля собственной добычи.
С другой стороны, в последние два года китайская промышленность добывала коксующийся и энергетический уголь в соотношении 1:7. Если это соотношение сохранилось, то коксующегося угля было произведено только 313,3 млн. т. Если же китайские угольщики действительно поставили сталелитейной отрасли 334,2 млн. т, то совокупная добыча должна была составить 2,674 млрд. т, то есть на 510,6 млн. т больше, чем сообщила China Coal Transport and Distribution Association.
Есть несколько правдоподобных объяснений этого несоответствия. Наиболее вероятное из них – изменение соотношения категорий добываемого угля до 1:5,5. Такая перемена может быть связана с появлением новых предприятий по добыче коксующегося угля в провинции Шаньси (главный регион по добыче этого сырья). В апреле прошлого года аналитики Standard Chartered подсчитали, что за 2013-2015 гг. в Шаньси появится 111 млн. т новых добывающих мощностей, основная часть которых будет введена в эксплуатацию в первые два года. Второе возможное объяснение – частичное удовлетворение спроса за счет использования складских запасов. Третье – сокращение использования коксующегося угля за счет повышения эффективности сталелитейных заводов, но этот фактор совсем незначительно влияет на потребление.
Похоже, первое объяснение – самое вероятное. Хотя цены на импортное сырье упали до семилетнего минимума, не исключено, что заводам, расположенным поблизости от добывающих провинций, стало выгоднее приобретать местный уголь. Получит ли эта тенденция дальнейшее развитие, зависит от того, смогут ли китайские добывающие компании и дальше наращивать производство коксующегося угля.
По этому поводу есть серьезные сомнения: при нынешнем уровне цен (на азиатском спотовом рынке сделки заключаются по $113/т) не менее 30% глобальных производителей работают в убыток. Кстати, доля таких компаний увеличится до 50%, если в их расходы включить затраты на модернизацию основных фондов. Фактически многие угольные компании уже сокращают добычу, особенно в Северной Америке. Канада и США занимают второе и третье место после Австралии по объемам экспорта коксующегося угля, и в последние годы на долю этих стран приходится около 90% морских поставок. При этом, по данным China Coal Industry Association, примерно 70% китайских угольных компаний перешагнули порог рентабельности. Это означает, что выживать китайским угольщикам труднее, чем их заокеанским конкурентам, и вряд ли они способны существенно нарастить добычу при нынешних ценовых тенденциях.
С другой стороны, сейчас производители угля получают определенную государственную поддержку: власти провинций активно снижают налоговую нагрузку на местные добывающие компании. При этом центральное правительство обдумывает введение пошлин на импорт угля. С начала сентября планируется взимать 3% мзду за поставки материалов невысокого качества, главным образом энергетического угля из Австралии. Но пошлинами обложат и коксующийся уголь с высоким содержанием серы (более 0,6%) и зольностью выше 15%. На рынке это воспринимают как попытку предотвратить потенциальное сокращение доходов в бюджет, связанное с поддержкой добывающей отрасли местными властями. Возможно, это так и есть, но побочным эффектом такого шага окажется повышение конкурентоспособности китайских компаний. Дело в том, что решение о пошлинах не причинит ущерба сталелитейным заводам. В условиях “рынка покупателя” дополнительные расходы придется принимать на себя зарубежным поставщикам, а это будет для них весьма непросто в нынешнем ценовом климате.
Характерно, что пошлины не будут взиматься с основного австралийского экспорта – угля с низкой зольностью и содержанием серы менее 0,6%. Поэтому не возникнет барьеров против импорта большинства углей премиум-класса BHP Billiton-Mitsubishi Alliance, канадской компании Teck и российской группы Mechel. Таким образом, китайские заводы продолжат закупать эти угли без помех.
А вот большинство других марок превышают установленную норму либо по зольности, либо по сере. Поэтому под действие пошлин подпадут твердые коксующиеся угли с главного месторождения Vale в Мозамбике (Chipanga), а также продукция североамериканских компаний Walter Energy (месторождение Blue Creek No. 7), Cliff (разрез Pinnacle), уголь с Buchanan, который добывает Consol и угли Teck из разреза Eagle. В сегментах полутвердого и слабоспекающегося коксующихся углей превышает норму продукция BMA (месторождение Gregory), Rio Tinto (разрез Kestrel), Yancoal (Stratford) и российской шахты “Распадская”. В отношении сырья для пылеугольного вдувания (PCI) под действие новых пошлин могут попасть Jellinbah, Yancoal (Yarrabee), Cockatoo (Baralaba) и Anglo American (Drayton). При этом на угли из стран Юго-Восточной Азии пошлины не будут распространяться. Это исключение защитит от дополнительных затрат Borneo Lumbung Energi & Metal (Tuhup) и Energy Alliance (Harfa).
Стоит отметить, что китайское новшество не нанесет смертельного удара и по тем компаниям, с которых пошлины будут взиматься: все-таки $3/т – не слишком большая разница в цене. Кроме того, заводы юга и северо-востока продолжат покупать импортный уголь высшего качества, даже если эти дополнительные $3 поставщики сумеют с ними разделить – сумма незначительна по сравнению с затратами на железнодорожную транспортировку сырья из Шаньси или Таншаня (провинция Хэбэй).
Сталелитейная промышленность Индии использует главным образом импортный коксующийся уголь, и, как сообщило рейтинговое агентство ICRA, продолжительное падение международных цен положительно сказалось на их результатах в первом квартале 2014-2015 финансового года. Однако новое правительство страны решило ввести пошлины на импорт этого сырья. Сбор установлен в 2,5%.
Производителей стали эта инициатива не порадовала. В отличие от китайских заводов, которые могут рассчитывать на альтернативные поставки местного угля и, соответственно, диктовать условия заморским продавцам, индийские компании практически полностью зависят от импорта. Понятно, что дополнительные затраты им придется принять на себя. По приблизительным оценкам индийских экспертов, введение пошлины увеличит затраты на производство стали на 200 рупий/т.
В среднем Индия импортирует 35-40 млн. т коксующегося угля в год. Единственный в стране производитель этого сырья – Bharat Coking Coal (BCCL), дочерняя компания государственной группы Coal India Limited – добывает только 30 млн. т в год. Несмотря на хронический дефицит, BCCL планирует увеличить объемы добычи всего на 10 млн. т и только в 2017 г., и еще на столько же – в 2020 г. Это означает, что в ближайшие годы дефицит будет усугубляться. По прогнозу местных аналитиков, не исключено, что за следующие 10-12 лет импорт коксующегося угля увеличится втрое, до 120 млн. т.
При таких перспективах сталелитейные компании активно добиваются пересмотра решения о пошлинах. Они заинтересованы также в отмене повышения таможенного сбора от 2 до 2,5% на энергетический уголь. По словам председателя Steel Authority of India (SAIL) Чандры Шехара Вермы, пошлина на коксующийся уголь особенно сильно отразится на марже интегрированных производителей. В требованиях отмены нового сбора его активно поддерживают руководители Gujarat NRE Coke и Essar Steel Group.
Кстати, ожидается, что повышенные производственные затраты подтолкнут производителей легированной стали к повышению цен на 500-1000 рупий/т. За последние два месяца эти затраты выросли примерно на 1600 рупий/т, поскольку увеличились цены на железную руду, дизельное топливо, цинк, а теперь и на коксующийся уголь. Разумеется, компании стремятся переложить часть расходов на потребителей.
В принципе стремление новых властей к пополнению бюджетных доходов вполне естественно, но в условиях хронического дефицита решение о пошлине представляется непродуманным. Правда, новые лидеры страны считают, что зависимость от импорта коксующегося угля можно ослабить путем внедрения в производство стали новых водородных технологий. По их словам, от такой модернизации выиграют и производители, и потребители. Однако, если учесть затраты на переоснащение, подобные идеи начинают представляться откровенной демагогией.
Тем не менее не стоит рассчитывать, что власти откажутся от нового источника пополнения казны. То же относится к инновациям типа повышения роялти и отзыва всех угольных лицензий, выданных с 1993 г. по 2009 г. Аннулирование этих лицензий приведет, по оценкам Macquarie Research, к увеличению импорта на $3 млрд. Верховный суд счел, что они были выданы незаконно, и теперь займется расследованиями по каждому случаю. Возможно, некоторые из них будут возвращены, но сколько и когда – тайна, покрытая мраком. Таким образом, в отличие от Китая, где от введения пошлины выиграют производители и стали, и угля, в Индии национальные компании могут пострадать. (МинПром/Металл Украины и мира)