По данным World Steel Association, производство стали в странах Евросоюза за 8 месяцев выросло на 3,4%, а выпуск металла достиг 113,478 млн. т. О перспективах металлургического сектора региона и мерах, необходимых для его восстановления, в интервью МинПрому рассказал директор по анализу рынка и экономическим исследованиям Европейской ассоциации производителей стали Eurofer Йерун Фермей.
– Украина является одним из крупнейших сталепроизводителей в Европе. Как военные действия в Восточной Украине повлияют на европейский рынок стали? Каким будет производство стали в Европе?
– Насколько я понимаю, производство было остановлено частично из-за военных действий. Это может оказать влияние на экспортные поставки из Украины в ЕС, в частности, на сталелитейные предприятия, которые входят в структуру украинских металлургических компаний. Говоря об уровне производства стали в ЕС, то по итогам первой половины 2014 г. оно увеличилось на 4%. Прогноз относительно второго полугодия является достаточно неопределенным. Однако можно было бы ожидать незначительного роста выпуска стали по сравнению со вторым полугодием прошлого года.
– Наиболее серьезной проблемой для рынка стали в Европе стал экономический кризис 2008 г. Удалось ли отрасли полностью восстановиться после него?
– Нет, сталелитейная промышленность Европы все еще борется, чтобы оправиться от кризиса. До сих пор существует значительный разрыв между показателем нынешнего потребления стали в ЕС и потребления в 2007 г.
– Назовите конкретные меры, которые помогут европейскому стальному сектору возродиться?
– Необходимы действия, направленные на сокращение расходов на энергоносители и экологическую политику в Европе, создание равных условий в отношении торговли стальной продукцией и сырьем для сталелитейной промышленности. Именно в этих вопросах необходима поддержка со стороны Европейской комиссии (так называемый “План действий для сталелитейной промышленности”).
В остальном – все в руках отдельных компаний. Им нужно будет реагировать на изменения фундаментальных рыночных факторов с помощью инвестиций и инноваций, исследований и разработок, особое внимание уделить формированию стоимости продукции. Также им необходимо будет настроить свои мощности, опираясь на реалистичную ситуацию в Европе, экспортный спрос и торговые потоки. Конкуренция будет в ассортименте продукции, качестве, логистике и обслуживании, а не в цене. Иными словами, активность и ответственность – вот ключ к успеху.
– С какими проблемами сейчас сталкиваются европейские металлурги? Какие предпринимаются шаги для их устранения?
– Среди основных проблем я бы назвал медленное восстановление экономики, которое влечет за собой слабый рост спроса на сталь, необходимость структурных реформ в Евросоюзе (в частности, во Франции и Италии), а также геополитическую напряженность, подрывающую доверие (конфликт между Украиной и Россией, волнения на Ближнем Востоке и в Северной Африке). Избыток мощностей в глобальном стальном секторе разжигает конкуренцию и искажает структуру торговли. На мой взгляд, стоимость энергоносителей и односторонняя климатическая политика ЕС также оказывают негативное воздействие на рентабельность металлургических заводов Европы. Кроме этого, необходимо обратить внимание на изменения в динамике от развитых стран к развивающимся.
– Какие регионы угрожают конкурентоспособности стали из ЕС и почему?
– Китай является одним из основных рисков для сталелитейной отрасли ЕС. Причин тому несколько. Производство продолжает расти, а спрос на сталь остается практически стабильным. Это означает, что китайские заводы экспортируют свои проблемы избыточных мощностей. Некоторые средние и более мелкие металлургические предприятия получают региональные субсидии (со стороны провинций или местных общин) и не контролируются Китайской ассоциацией чугуна и стали (CISA). Трейдеры покупают продукцию у этих предприятий по чрезвычайно низким ценам и сбрасывают ее на международные экспортные рынки.
– Каким будет европейский импорт и экспорт стали в нынешнем году? Какие страны являются основными покупателями металла из Европы?
– За шесть месяцев импорт стали в ЕС значительно повысился – рост составил 13%. Общий объем импорта в текущем году будет выше, чем в прошлом году, и составит по меньшей мере 26 млн. т. А вот экспортные поставки стали из Европы будут более или менее такими же, как в минувшем году – около 30 млн. т. ЕС является нетто-экспортером стальных полуфабрикатов и плоского проката, а также остается нетто-экспортером длинномерной продукции. Наиболее экспортируемой длинномерной стальной продукцией по-прежнему является арматура, катанка и балка. Основным рынком сбыта для европейской длинномерной продукции остается Алжир.
– В чем преимущества европейских металлургических компаний по сравнению с другими игроками мирового рынка?
– Европейские сталепроизводители являются лидирующими в качестве и ассортименте предоставляемой продукции, логистике, а также услугах и инновациях.
– Достаточно ли этого для европейских металлургических компаний, чтобы сохранить конкурентоспособность на мировом рынке?
– В принципе этого было бы достаточно, если бы конкуренция осуществлялась на равных условиях. К сожалению, сталелитейная промышленность ЕС страдает от высоких цен на энергоносители и экологической политики. Другие страны с этим не сталкиваются. Кроме этого, ограничения на экспорт сырья и импорт металлургической продукции, которые действуют в некоторых странах, означают, что их рынки имеют очень высокий уровень защиты от импорта. А это искажает ситуацию на международном рынке. Некоторые страны также субсидируют свою металлургическую отрасль.
– Оцените текущий уровень загрузки и потребления стали в Европе. Как этот показатель изменился по сравнению с кризисным 2008 г.?
– Реалистичные мощности по эффективному производству сырой стали в Европе оцениваются в почти 200 млн. т. С 2008 г. чистое сокращение мощностей составило 10 млн. т. А вот уровень потребления готовой стальной продукции в ЕС в настоящее время составляет 146 млн. т. Опираясь на результаты первого полугодия, производство сырой стали в нынешнем году ожидается примерно в 172 млн. т. Это означает, что на сегодняшний день в Европе существует 26 млн. т избыточных мощностей.
– Какие отрасли являются основными потребителями стали в ЕС в настоящее время?
– Ключевыми потребителями в отрасли являются такие сферы, как строительство (34%), автомобильная промышленность (18%), машиностроение (14%), металлоизделия (14%), трубные предприятия (12%), бытовая техника (3%), транспорт (3%) и прочее (2%).
– Что будет со спросом на сталь в ЕС в 2014 г.? Как этот показатель изменится в будущем?
– Eurofer ожидает незначительного роста спроса на сталь в регионе – в 2014 г. он составит порядка 4%. В 2015 г. прогнозируется более низкий рост спроса на металл. (МинПром/Металл Украины и мира)