Во второй половине сентября и начале октября экспортные поставки украинских заготовок в страны Ближнего Востока несколько возросли по сравнению с предыдущими неделями за счет восстановления производства на Днепровском меткомбинате им. Дзержинского – одном из крупнейших экспортеров данной продукции. Однако ощутимый ущерб позициям украинских компаний в регионе уже все равно нанесен. С августа на Ближнем Востоке началась экспансия китайских поставщиков длинномерного проката и полуфабрикатов, приведшая к падению цен.
Для украинских поставщиков заготовок “большой” Ближний Восток традиционно являлся важнейшим региональным рынком. За семь месяцев в Египет, Турцию и другие страны Леванта, Аравийского полуострова и Северной Африки было отправлено немногим менее 3 млн. т этой продукции – почти половина украинского экспорта полуфабрикатов за данный период. Терять даже часть такого рынка очень неприятно, но именно это сейчас и происходит с металлургами, ослабившими свои позиции в регионе сначала по внутренним причинам, а затем вследствие иностранной конкуренции.
Заготовка для украинских металлургов – один из самых ходовых товаров на внешнем рынке, поэтому экспортируют ее все основные национальные промышленные группы плюс мини-завод “Электросталь”. Однако крупнейшими поставщиками выступают Днепровский меткомбинат им. Дзержинского и Енакиевский метзавод. И когда первый из них в начале августа сообщил о сокращении выплавки стали из-за перебоев с поставками кокса, а второй и вовсе остановился вследствие артиллерийско-ракетных обстрелов и разрушения транспортной сети, на ближневосточном рынке заготовок возник кризис. Цены на полуфабрикаты за короткое время подскочили на $15-20/т, достигнув в середине августа наивысшего уровня с весны 2013 г.
Оставшиеся на рынке украинские и российские поставщики надеялись на продолжение роста в сентябре, но все произошло с точностью до наоборот. Котировки упали, опустившись до самой низкой отметки с марта, и виной тому стали китайские компании, со второй половины августа начавшие беспрецедентную экспансию на ближневосточный рынок заготовок.
В принципе китайский длинномерный прокат появился в регионе еще осенью 2012 г. Арматура и катанка, предлагавшиеся на $30-40/т дешевле, чем у традиционных поставщиков из Турции и СНГ, пользовались устойчивым спросом в таких странах, как Ливан или Египет. Именно по этой причине поставки украинской длинномерной продукции в большинство ближневосточных стран уже в прошлом году значительно сократились.
Но до недавнего времени предложения китайских заготовок в государства региона имели единичный характер и, как правило, не вызывали интереса у потребителей из-за сомнительного качества и длительных сроков поставки. Но в августе, когда украинский экспорт полуфабрикатов уменьшился, а рынок оказался под угрозой дефицита, прокатчики из Египта, Турции, Саудовской Аравии, ОАЭ все-таки воспользовались этой возможностью. Украина, утратив часть производства из-за войны, фактически сама пустила на приоритетный для себя региональный рынок опаснейшего конкурента.
Китайские компании тем временем поспешили использовать свой главный козырь – низкие цены. Тем более что рекордное с 2009 г. падение стоимости железной руды позволило им сократить себестоимость до минимума и остаться рентабельными даже при уменьшении котировок до беспрецедентных значений. Здесь им не могли помешать даже относительно высокие затраты на доставку стальной продукции в Египет и страны Восточного Средиземноморья (порядка $40-50/т) и длительные сроки выполнения контрактов (не меньше полутора-двух месяцев).
В конце сентября китайские заготовки предлагались в Турцию и Египет по $475-490/т, CFR, что во многих случаях было ниже, чем цены FOB (то есть без стоимости доставки) у украинских экспортеров. Причем это, очевидно, еще не было пределом. Примерно в то же время сообщалось об отправке китайских полуфабрикатов на Тайвань и в страны Юго-Восточной Азии по $420/т. FOB и менее. Так что на Ближнем Востоке эта продукция могла стоить менее $470/т, CFR.
Это заведомо ниже, чем могут предложить украинские компании. Хотя они, за исключением “Электростали”, как и китайцы, выплавляют сталь из железной руды, себестоимость у украинских заводов выше.
Китайская экспансия поставила в сложное положение и производителей длинномерного проката. Арматура и катанка китайского производства предлагаются в страны Персидского залива и Средиземноморья из расчета $475-500/т, CFR, в то время как аналогичная турецкая продукция котируется по $560-590/т, FOB, а украинская – $520-540/т, FOB. Конечно, далеко не все потребители на Ближнем Востоке покупают прокат и полуфабрикаты из Китая, но само наличие этих предложений используется как элемент давления на поставщиков.
Судя по всему, китайский рынок длинномерного проката еще не дошел до крайней точки спада. Некоторые специалисты называют в качестве абсолютного минимума как для заготовки, так и для арматуры $400/т, FOB, или около $445-455/т, CFR при поставках в страны Ближнего Востока. Кое-кто предполагает, что дно будет нащупано еще ниже.
Но основной вопрос заключается в том, смогут ли украинские металлурги в обозримом будущем восстановить свои позиции в регионе, утерянные под напором китайцев. Ведь если в августе объем предложения украинских заготовок на внешний рынок был ограничен из-за войны и остановки предприятий, то в конце сентября действующим экспортерам было уже непросто найти покупателей.
Прежде всего следует отметить, что большинство ближневосточных прокатчиков до недавнего времени вообще не рассматривали Китай в качестве возможного поставщика полуфабрикатов, и перешли к закупкам этой продукции не столько вследствие ее дешевизны, сколько в основном из-за ограниченного объема предложения украинской продукции. Серьезными недостатками китайцев считались длительные сроки доставки, а также сомнительное качество. Еще летом некоторые ближневосточные потребители высказывали сомнения в том, что китайская продукция удовлетворит их требования.
Даже в августе-сентябре приобретение китайских полуфабрикатов еще не получило массового характера. Некоторые региональные компании более активно использовали предложения китайцев в качестве средства давления на традиционных поставщиков с целью получения более выгодных для себя цен. Тем не менее, если объем предложения украинских заготовок на Ближний Восток и дальше останется ограниченным, а пока это, увы, так, у китайцев появится возможность закрепиться на региональном рынке.
То же самое уже происходило здесь с длинномерным прокатом. Осенью 2012 г. предложения китайской арматуры и катанки хотя и были выгодными по цене, больше считались экзотикой. Но в дальнейшем ближневосточные покупатели наладили деловые связи с китайскими поставщиками и убедились в том, что с ними можно работать, а регулярные отгрузки продукции позволили сгладить эффект длительных сроков доставки. В результате сейчас именно на долю Китая приходится большая часть ливанского импорта длинномерного проката, эта продукция занимает достаточно прочные позиции на рынке Египта, а теперь примеривается к Турции и Ирану. Нет сомнения, что и заготовки могут пойти по тому же пути.
Правда, пока что основное преимущество китайской стальной продукции на Ближнем Востоке заключается в ее дешевизне. А она, в свою очередь, определяется двумя факторами: положением в китайской металлургической отрасли и стоимостью железной руды как важнейшего металлургического сырья.
В обоих случаях рассчитывать на существенные изменения в ближайшем будущем не приходится. В конце лета в Китае обострились проблемы в экономике. Темпы роста промышленного производства упали до самого низкого уровня с декабря 2008 г., а в строительном секторе усилились кризисные явления. По данным за 8 месяцев, в стране начато на 10,5% меньше строек (по площади) в секторе коммерческой недвижимости, чем в тот же период годом ранее. Именно по этой причине перепроизводство длинномерной продукции строительного назначения в Китае наиболее велико, а цены на нее так низки.
Железная руда за последние два месяца подешевела более чем на 15% и впервые за более чем пять лет упала до менее $80/т, CFR Китай. Благодаря этому у металлургов уменьшилась себестоимость выплавки стали, так что даже при минимальных ценах они могут рассчитывать на прибыль. По этой причине у китайских металлургов нет особой необходимости сокращать выпуск. Наоборот, они заинтересованы в его максимальном увеличении.
Судя по всему, в октябре спад на китайском рынке стали прекратится, но существенного роста котировок местные специалисты не ожидают. Поэтому, очевидно, не произойдет и значительного подорожания полуфабрикатов и длинномерного проката китайского производства на ближневосточном рынке. С другой стороны, и в странах региона пока не видно предпосылок для подъема. Объем рынка сузился вследствие войны в Ираке и усиления внутренней напряженности в Йемене, Израиле и Ливане, а в Турции упал в цене металлолом, что, вероятно, уменьшит потребность в заготовках. Только в Египте, где местные металлурги испытывают трудности с обеспечением электроэнергией и природным газом, спрос на заготовки в ближайшем будущем, очевидно, продолжит увеличиваться. Но не в той степени, чтобы создать дополнительный рынок сбыта для китайских поставщиков. Свободного места для них в регионе нет сейчас, и не появится в ближайшее время.
Таким образом, вероятность переформатирования ближневосточного рынка полуфабрикатов вследствие сокращения украинского экспорта и китайской экспансии выглядит весьма значительной. Правда, конкуренция со стороны китайцев в четвертом квартале должна несколько ослабнуть вследствие ожидаемого повышения котировок на железную руду и длинномерный прокат в самом Китае, но, скорее всего, совсем она уже не исчезнет.
Пока в Китае сохраняется перепроизводство стали, местные металлурги будут усиленно проталкивать свою продукцию на внешние рынки, а украинским меткомбинатам придется приложить немалые усилия, чтобы восстановить свои позиции на Ближнем Востоке. При этом стоимость украинских заготовок в обозримом будущем останется относительно низкой. (МинПром/Металл Украины и мира)