Перед украинской металлургической отраслью стоит важная дилемма: продолжать сидеть на российском коксе или диверсифицировать поставки, чтобы не зависеть от настроения “старшего брата”, которому в любой момент захочется поиграть в торговую войну. Активная фаза АТО на востоке Украины в конце лета привела к остановке шести коксохимических заводов, из-за чего суммарная загрузка мощностей по отрасли просела ниже критической отметки – до 40%. По данным ассоциации “Укркокс”, в августе украинские КХЗ выпустили 740 тыс. т кокса, в сентябре – 650 тыс. т, тогда как в июле – 1,3 млн. т. Проблемы также усугублялись разрушением инфраструктуры, поскольку предприятия не могли регулярно ни получить угли, ни отгрузить уже готовую продукцию.
Впрочем, дефицит кокса на внутреннем рынке образовался не слишком большой, поскольку остановился ряд металлургических комбинатов в зоне АТО, а другие заводы понизили загрузку доменных агрегатов. По различным оценкам, нехватка сырья составила порядка 200 тыс. т, большая часть которого была покрыта за счет поставок из России. В августе украинские металлурги законтрактовали 155 тыс. т российского кокса, в сентябре – уже 175 тыс. т. Вообще, за 9 месяцев этот импорт этого сырья из РФ в Украину подскочил в 4 раза, до почти 400 тыс. т.
Причин тому несколько. Во-первых, это – скорость, так как отгрузки удалось наладить уже через две недели после остановки коксохимов. Во-вторых, российские производители кокса демпингуют на рынке, продавая материал по $220/т, DAF граница Украины, тогда как европейские котировки находятся на уровне $240/т. В результате коксохимики из РФ практически прекратили торговать с дальним зарубежьем, сосредоточившись на поставках в Украину.
Понятно, что, попадая в такие крепкие “братские объятия”, есть риск быть задушенным, особенно, если “старший брат” захочется развязать торговую войну. Поэтому украинские металлурги, когда острая фаза дефицита кокса была преодолена, вполне разумно занялись не только диверсификацией поставок, но и заполнением складских запасов на всякий “пожарный” случай.
Например, удалось приобрести партию сырья из Китая в 200 тыс. т, причем дешевле российского по $215/т, CFR. Материал будет отгружаться равными долями до конца года. Кроме того, металлурги вышли-таки на европейский рынок, закупая кокс в Чехии по $220-230/т, в Италии – по $235-240/т. Более того, европейские продавцы готовы идти на ценовые уступки, доведя котировки до российского уровня или даже ниже.
В середине осени постепенно приходит в себя коксохимическая отрасль Украины, часть мощностей которой была переведена в режим “горячей консервации” в период АТО. Во второй половине октября возобновили работу две батареи на “Алчевсккоксе”, пустил агрегаты “Донецккокс”, есть попытки восстановить производство на Ясиновском КХЗ. Естественно, что ни о каком максимальном уровне речь пока не идет, так как предприятия пока что работают на склады. Ведь, транспортная инфраструктура сильно повреждена, из-за чего тот же “Алчевсккокс” не может поставлять в адрес ДМКД, а “Донецккокс” – на ММК им. Ильича.
Стоит сказать, что возрождение внутреннего производство было бы хорошим подспорьем ряду украинских меткомбинатов, которые в результате такой ситуации оказались заложниками российского сырья. Например, ДМКД, который ранее получал почти все 100 тыс. т из Алчевска, а с августа перешел на поставки от россиян. Но в октябре предприятие решило сократить суммарные закупки у “Алтай-Кокса”, кемеровского “Кокса” и “Мечела” на 20%, законтрактовав 50 тыс. т сырья в Китае. “Запорожсталь” также диверсфицировала поставки, с этого месяца закупает кокс в РФ и Чехии, а также выкупая весь объем у “Запорожкокса”. При этом АМКР собирался покупать сырье в России еще в прошлом месяце, но перенес закупки на октябрь.
Понятно, что полностью избавится от российского кокса, вряд ли, удастся. Тем более что у многих украинских меткомпаний акционеры из РФ (например, ИСД, “Евраз”, “Донецксталь”). Но вот сократить зависимость от северо-восточных поставок не только можно, но и даже нужно, поскольку никто не застрахован от переменчивого настроения руководства России. Особенно это станет актуальным, когда выйдут на стабильную загрузку мощностей Алчевский, Енакиевский и Донецкий метзаводы, тем самым повысив спрос на кокс на внутреннем рынке. (Uaprom.info/Металл Украины и мира)