Конкурентоспособность вновь пущенного Liepajas metalurgs в большой степени будет зависеть от цены на электроэнергию. В течение года, самое большее, полутора лет, необходимо предотвратить влияние так называемого компонента обязательной закупки (КОЗ) на производственную себестоимость промышленных предприятий, в разговоре с DB подчеркнул член правления новообразованного AS KVV Liepajas metalurgs Игорь Коваленко. Это не одно лишь решение правительства, а комплекс мероприятий, считает руководитель предприятия.
Технически пустить завод не составляет проблем, как только юридически будет завершена сделка по продаже, к тому же расчеты показывают, что за пару лет можно достигнуть максимальной мощности или приблизительно 1 млн. т стали в год. Однако прежние рынки сбыта потеряны, и заново завоевывая доверие покупателей, в Европе необходимо считаться с чрезвычайно высокой конкуренцией, указывает Коваленко. “Не смотря на то, что в Прибалтике это единственный металлургический завод, существует много других заводов – в Австрии, Германии, Польше – и это наши прямые конкуренты, работающие в той же зоне сбыта, в которой потенциально будем мы”, – указывает он.
Для того, чтобы интегрировать произведенную в Лиепае продукцию на европейском рынке, необходимо постоянно подтверждать конкурентоспособность предприятия, как в отношении качества, так и в отношении цен. Если качество продукции подтверждают сертификаты соответствия, то цена и рентабельность хозяйственной деятельности напрямую зависят от производственной себестоимости. В этом аспекте цена на электроэнергию, которую будет платить предприятие, чрезвычайно важна.
При возобновлении производства, КОЗ вызовет потери примерно в 30 тыс. евро в день или приблизительно один миллион евро в месяц, оценил главный инженер предприятия Эгилс Купшис. “Поэтому мы будем стараться всеми силами, будем агрессивно настаивать на том, что эту проблему в Латвии необходимо решить”, акцентирует Коваленко. “На начальном этапе нас все поддержали – как на уровне самоуправления, так и на правительственном уровне. Хорошее сотрудничество с консультантом Prudentia, также с Latvijas dzelzcels, Latvenergo и Latvijas gaze у нас конструктивный диалог. Поэтому считаю, что и проблема КОЗ будет решена”, говорит Коваленко.
Хотя юридический владелец металлургического комплекса другой – AS KVV Liepajas metalurgs, который только что перерегистрирован из Риги в Лиепаю, брэнд продукции будет сохранен. Да и основной продукцией пока что будет арматура. “Мы будем производить такую арматуру, которую запрашивает рынок. Однако также ясно, что через два три года диапазон продукции необходимо будет пополнить каким-нибудь современным продуктом. Если электросталеплавильный процесс в техническом отношении будет современным, по крайней мере, еще пять лет, если можно получать стальную заготовку достаточно высокой пробы, то нужно думать, что еще можно с ней предпринять”, поясняет руководитель предприятия.
Предприятие также обдумывает возможность получения статуса специальной экономической зоны, что могло бы дать какие-то налоговые льготы, например, в отношении повторно инвестированной прибыли. Это было бы особенно важно при планировании развития производства, которое потребует больших капиталовложений. Технический аудит металлургического производственного комплекса был выполнен прошлым летом, когда KVV Group только претендовала на приобретение предприятия, и была проведена проверка предприятия посредством его кратковременного пуска, рассказывает Коваленко.
В настоящий момент в техническом аудите необходимости нет, так как оборудование сохраняется в “спящем” режиме, который не влияет на его технологические способности. “Сейчас здесь также работают специалисты KVV Group из Украины для того, чтобы максимально ускорить возобновление производства”, рассказывает руководитель предприятия. Как ранее сказал совладелец KVV Group Валерий Кришталь, пуск производства стоит от 80 тыс. до 100 тыс. евро. Коваленко поясняет, что в эту сумму также входят первичные производственные затраты – недостаточно того, что завод находится в хорошем рабочем состоянии – необходимо в требуемом объеме закупить сырьевые материалы, укомплектовать персонал, создать систему управления. В данный момент производственный и административный персонал составляет 226 человек – это те люди, которые в течение всего перерыва в работе обеспечивали поддержание завода.
В ближайшие два месяца потребуются еще 250-270 работников, в том числе специалисты всех этапов, которые обеспечат правильный пуск оборудования. В свою очередь, за полторы недели до возобновления производства на полную мощность, количество персонала может увеличиться до 1200 человек. “Это тоже не высечено в камне – если они не смогут обеспечить производственный процесс согласно всем требованиям, число работников будет расти”, указывает Коваленко. По его мнению, проблем также не будет с поставщиками и субподрядчиками – 90% бывших партнеров LM готовы продолжать сотрудничество. Логистика выглядит хорошо – планируется использовать как портовые услуги, так и услуги автоперевозчиков и железнодорожные поставки.
“Мы рассмотрели несколько моделей возобновления производства и сделали вывод, что в условиях частичной стагнации рынка самым рентабельным является производить на полную технологическую мощность”, считает руководитель предприятия. Конечно, это означает больше сложностей на подготовительном этапе – необходимо обеспечить требуемый объем сырьевых материалов, принять на работу больше людей, в связи с этим нужно больше оборотных средств. Однако – чем больше будет объем выпущенной продукции, тем экономически выгоднее вести хозяйственную деятельность, поясняет Коваленко. Изучение рынка стали показывает, что абсолютной стагнации нет, однако возможный объем заказов на продукцию LM может быть эквивалентен производственной мощности одного или полутора месяцев.
Исходя из этих данных, специалисты предприятия рассчитали, что максимальный производственный объем позволит предлагать продукцию по цене, которая выгодна производителю. На вопрос о соотношении существующих цен на сырьевые материалы и готовую продукцию, руководитель предприятия подчеркивает, что был бы слабым коммерсантом, если бы сказал, что цены очень выгодные. Необходимо считаться с тем, что для рынка арматуры в ближайших регионах свойственна выраженная сезонность – зимой строительства почти не происходит. Однако, с точки зрения затрат на логистику, наиболее выгодный рынок находится в радиусе от 1000 км до 1500 км. “Наше преимущество состоит в том, что качество продукции довольно высокое, чтобы можно было конкурировать не только в ближайших регионах – я считаю, что и по другую сторону океана продукция LM будет конкурентоспособной”, – утверждает предприниматель.
Несмотря на то, что в KVV Group входят поставщики металлургического сырья – лома, а также потребители арматуры – строительные организации, они могут обеспечить только частичную производственную мощность для Лиепайского завода. “Принципиально на приобретение Liepajas metalurgs мы смотрим, как на синергетическое звено в KVV Group, которое гарантирует полный строительный цикл. Такая схема будет обеспечена, и объем не будет маленьким”, – признает Коваленко, хотя и не называя конкретную цифру, которая бы обозначила объем собственного потребления произведенной в Лиепае арматуры и доли использованных сырьевых материалов. Ранее В. Кришталь публично назвал возможный объем металлолома – примерно 25 тыс. т лома в месяц, которые могут поставляться из северных регионов Украины. Это означает, что сырьевые материалы нужно будет покупать дополнительно. “В качестве рынков сырья, мы смотрим как на прибалтийские страны, так и на Скандинавию и также на Россию”, говорит И. Коваленко. До банкротства, самыми крупными сырьевыми рынками LM были Россия, Литва, Казахстан, Польша.
На вопрос, достаточно ли в Лиепае хороших специалистов, необходимых для производства, Игорь Коваленко ссылается на 130 лет металлургических традиций в Лиепае – это означает, что “фонд” специалистов этой области здесь достаточно большой. К тому же LM в поиске персонала сотрудничает с Государственным агентством по трудоустройству. Число привлеченных из Украины ведущих специалистов небольшое. Коваленко также отклоняет опасения о том, что вместе с возобновлением работы завода в Лиепае снова обострятся экологические проблемы – DB писала, что после пуска нового сталеплавильного завода в 2011 г., процесс плавления лома создавал сильный шум во всем городе, а также существенные колебания в электрической сети. Для устранения шума было установлено дополнительное оборудование – система COSS, обеспечивающая подогрев лома перед плавлением. Однако, с наступлением жаркой погоды, в Лиепае стал распространяться химический запах, образующийся в процессе подогрева лома.
В августе 2012 г. на новом заводе также имела место техническая авария. Со специалистами по окружающей среде велись переговоры об установке оборудования пылеочистки, однако с остановкой хозяйственной деятельности эти проблемы перестали быть актуальными. “На все эти вещи мы смотрим, так сказать, через микроскоп. Мы понимаем ответственность и знаем, что Лиепая также является курортным городом, поэтому проблемы будут устраняться, хотя сейчас не могут назвать конкретные сроки”, – обещает Коваленко. В качестве аргумента тому, что завод не будет создавать проблем для жителей, он упоминает факт, что сам вместе с семьей – пятью детьми, супругой и мамой – готовится переселиться жить в Латвию. “Я хочу здесь жить и работать, у завода есть потенциал, сам я не чувствую никакого дискомфорта, языкового барьера нет. За исключением, того, что документация должна быть на латышском языке, однако для этой цели на заводе есть переводчики”, – рассказывает Коваленко. (Rus.db.lv/Dienas Bizness/Металл Украины и мира)