На мировом рынке черных металлов углубляется кризис, уже сравнимый с 2009 г. по степени его воздействия на сектор. По крайней мере, цены на ряд видов стальной продукции, железную руду, металлолом опустились до уровня более чем пятилетней давности, а коксующийся уголь котируется на минимальном уровне за последние семь лет. При этом рассчитывать на скорое завершение спада пока не приходится из-за неутешительных макроэкономических показателей, демонстрируемых в последнее время ведущими странами мира – Китаем, Японией, Германией, США.
В Турции продолжает валиться длинномерный прокат. Большинство его производителей были вынуждены сократить объем выпуска и, соответственно, закупок сырья. Это и привело к падению цен на металлолом в первой половине ноября. При заключении отдельных сделок с европейскими поставщиками стоимость лома HMS №1&2 (80:20) составляла менее $300/т, CFR, а румынский лом 3А подешевел до менее $295/т, CFR.
Тем не менее, в середине месяца на рынке произошла стабилизация, а цены на HMS №1&2 (80:20) в некоторых случаях могли превышать $305/т, CFR при срочной поставке. Правда, по словам наблюдателей, этот уровень не является показательным. В последнюю неделю закупки металлолома турецкими металлургами практически прекратились, а котировки имеют номинальный характер.
В настоящее время на турецком рынке лома возникла пауза, вызванная серьезными разногласиями между продавцами и покупателями сырья. Производители стали выступают за дальнейшее удешевление металлолома вслед за заготовками и арматурой, которые продолжают скатываться вниз по причине крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры. В то же время, трейдеры стремятся стабилизировать котировки и даже добиться небольшого роста, указывая на сокращение объема предложения. С приближением календарной зимы, а также вследствие удешевления лома его сборы в Европе и США уменьшаются. Некоторые поставщики заявляют, что смогут возобновить отгрузки по новым контрактам только после Нового года.
Однако более вескими все же выглядят аргументы покупателей. Спад на мировом рынке черных металлов продолжается, и лому придется подчиниться общей тенденции. Тем более, что в США и Евросоюзе в декабре прогнозируется дальнейшее снижение котировок. С начала ноября цены по обе стороны Атлантики упали соответственно на $30-35 и 20-30 евро/т. В настоящее время материал HMS №1 поставляется на металлургические заводы Пенсильвании и Среднего Запада по $300-320/длин. т (1016 кг), CPT, а лом Е3 (HMS №1&2 (80:20)) в Германии, Франции и Италии стоит не более 230-245 евро/т с доставкой. Но производители стали считают и такие цены недостаточно низкими.
На Дальнем Востоке в последнее время немного оживился японский рынок. Поэтому местные экспортеры лома воспрянули духом и резко подняли котировки в иенах, компенсируя рекордное с 2007 г. проседание национальной валюты по отношению к доллару. Правда, иена продолжает снижаться, так что корейские покупатели просто приостановили заключение сделок, дожидаясь наступления хоть какой-то стабильности. В целом японские компании предлагают материал Н2 в Корею по $250-265/т, FOB, в то время как потребители не принимают цены выше $245/т, FOB. В принципе, обе стороны пока что могут выжидать. Корейцы – потому что имеют достаточные запасы, а японцы – поскольку в последнее время активизировали поставки во Вьетнам, уверенно выходящий на третье место в регионе по импорту металлолома (после Южной Кореи и Тайваня).
Американские компании пошли на уступки в первой половине ноября, согласившись сбросить цены на HMS №1 для Кореи до около $305/т, CFR, а на HMS №1&2 (80:20) для Тайваня – до менее $290/т, CFR. Однако впоследствии трейдеры, распродав часть своих запасов, приподняли котировки на $3-5/т. Пока положительной реакции на эту инициативу со стороны потребителей не просматривается.
Российский металлолом на Дальнем Востоке тоже немного подешевел. В середине ноября материал 3А поставлялся в Корею немногим ниже отметки $295/т, CFR. Но вероятно, что при заключении новых контрактов экспортерам опять придется уступить.
Товарный чугун, в то же время, показал себя более устойчивым, чем металлолом. Прежде всего, это относится к США, где компания Nucor, недавно вынужденная остановить на ремонт модуль по производству DRI на одном из своих заводов, резко увеличила закупки данного сырья. Это привело к повышению котировок на $5-10/т по сравнению с началом ноября. В частности, стоимость российского и украинского материала приблизилась к отметке $405/т, CFR Новый Орлеан.
На европейском и турецком направлениях чугун в ноябре, правда, подешевел, но в гораздо меньшей степени, чем лом. При этом основной причиной спада участники рынка называют возобновление поставок украинскими компаниями, пошедшими на понижение котировок до около $380/т, FOB. Российские производители предлагают этот материал по $385-395/т, FOB, опустив цены примерно на $5-10/т по сравнению с концом октября.
Железная руда держалась на низком, но более-менее стабильном уровне до середины ноября, но в последнюю неделю спотовые котировки покатились вниз. В результате стоимость 62%-ного австралийского материала впервые с июня 2009 года провалилась до $70/т, CFR Китай. Это откровенно обеспокоило многих специалистов, так как $70/т считались абсолютным минимумом, ниже которого цены не должны были опуститься.
Непосредственной причиной падения котировок стало отсутствие расширения видимого спроса на ЖРС в Китае после завершения саммита АТЭС 11 ноября. На период проведения межгосударственного мероприятия ряд китайских металлургических заводов сократили либо вовсе приостановили выплавку стали, чтобы снизить уровень загрязнения воздуха в столице, но после саммита они должны были восстановить прежнюю загрузку мощностей. Так оно, в общем-то, и вышло, но китайские компании пока воздержались от новых закупок сырья.
Китайский рынок стали испытывает все большие проблемы, о чем свидетельствует, в частности, поступившее в середине ноября сообщение о снижении цен на недвижимость в крупнейших городах страны. По оценкам экспертов, кризис в национальной строительной отрасли усиливается, так что спрос на стальную продукцию будет падать. Правда, в январе-октябре Китай импортировал 778,4 млн. т руды, на 16,5% больше, чем за тот же период предыдущего года, но этот рост не перекрывает увеличение объемов добычи сырья ведущими австралийскими и бразильскими компаниями. К тому же, судя по всему, производство ЖРС в самом Китае несмотря на относительно высокую себестоимость уменьшается не так быстро, как считали ранее международные эксперты.
Как теперь отмечают в банке Citi, главной ошибкой мировых железорудных компаний стала уверенность в том, что выплавка стали в Китае будет возрастать, как минимум, до 2030 г. и на пике существенно превысит отметку 1 млрд. т в год. Между тем, по словам нынешнего главы ассоциации Eurofer австрийца Вольфганга Эдера, похоже, что максимальный уровень будет достигнут уже в 2015-2017 гг. на уровне порядка 850 млн. т в год.
По данным американского инвестиционного банка Goldman Sachs, с 2011 г. в мире было пущено или утверждено 24 крупных железорудных проекта совокупной мощностью 726 млн. т в год. Сейчас большая часть этих новых мощностей выглядит избыточной и невостребованной. Тем не менее, ведущие производители ЖРС Vale, Rio Tinto и BHP Billiton не собираются отказываться от реализации своих планов, рассчитывая на то, что благодаря своей рекордно низкой себестоимости останутся прибыльными при любых раскладах, а вот менее рентабельным компаниям придется уйти с рынка.
Вследствие этого в Citi теперь считают, что минимальный уровень мировых цен на руду будет достигнут в третьем квартале 2015 г. ниже отметки $60/т, CFR Китай. Пока это наиболее “экстремальный” прогноз. В швейцарском банке UBS ожидают удешевления руды не более чем до $65/т, CFR, а большинство экспертов полагают, что длительное (порядка 6-9 месяцев) поддержание котировок в интервале $70-80/т, CFR уже приведет к закрытию многих железорудных предприятий, поможет таким образом убрать лишний материал с рынка и в конечном итоге поспособствует его стабилизации.
Правда, пока что ожидания Citi и UBS выглядят более обоснованными. На мировом рынке продолжается падение цен на все сырьевые материалы, так что железная руда в обозримом будущем вполне в состоянии подешеветь до $65/т, CFR и даже менее. (Металлоснабжение и сбыт/Металл Украины и мира)