Лидер мировой железорудной отрасли, бразильская Vale, отчитавшись о крупных убытках в третьем квартале, призадумалась о продаже некоторых активов. Сейчас компания планирует выделить в самостоятельную единицу подразделение базовых металлов и провести его IPO. Кроме того, Vale продает часть своих угольных владений в Мозамбике. При этом группа урезала капитальные расходы на 2015 г. и задействовала жесткую программу экономии. Впрочем, так же поступают и ее австралийские конкуренты, которые пока утверждают, что жизнь хороша.
В начале декабря Vale сообщила, что изучает целесообразность продажи 30-40% подразделения базовых металлов путем проведения IPO на фондовой бирже Торонто. При этом финансовый директор Лучиано Сиани заявил, что листинг будет осуществлен, только если цены на никель повысятся на 20%: по его словам, такой шаг будет предпринят, когда цены превысят $20 тыс. Сейчас котировки никеля на ЛБМ приблизились к $16,825 тыс./т, но если в 2015 г. они повысятся до $21 тыс., а медь вырастет до $6,6 тыс., то компания выполнит программу-минимум для подразделения базовых металлов – его EBITDA окажется в диапазоне $4-6 млрд. В этом случае стоимость активов составит $30-35 млрд., а иначе IPO проводиться не будет.
В принципе условие вполне реалистично. В мае котировки никеля подскочили на 50% до $21,625 тыс./т, поскольку ожидался острый дефицит металла из-за запрета Индонезии на экспорт необработанной руды. Однако неожиданные поставки с Филиппин стабилизировали рыночный баланс, что соответствующим образом отразилось на ценах. Тем не менее аналитики предсказывают, что дефицит возникнет снова, а это означает, что цены будут расти. По мнению Л.Сиани, IPO можно будет провести во второй половине 2015 г., и это размещение – крупнейшее в истории Канады – принесет компании $5-8 млрд.
Звучит неплохо. Но руководителям Vale необходимо будет убедить скептически настроенных инвесторов, что рост цен на никель и улучшение производственных показателей действительно повысят стоимость проблемного подразделения базовых металлов. Фактически они предсказывают, что эта стоимость составит 80% рыночной капитализации всей группы, которая на сегодняшний день упала до $40,97 млрд. Хотя подразделение генерирует только 15% дохода Vale и в последние годы главным образом приносило убытки. Однако некоторые инвесторы считают, что оценки Vale следует воспринимать с осторожностью – вполне возможно, что они изрядно завышены. У сторонних же экспертов мнения по этому вопросу разошлись: если бразильский банк Itau называет $35 млрд., то Morgan Stanley – всего $14,9 млрд. Разница объясняется исходными посылками – основывается прогноз на нынешних прибылях или на будущих, и тем, каким именно аналитики видят прогноз по рынку никеля.
Все же аналитики полагают, что спрос на эти акции будет достаточно высоким, поскольку на канадском рынке ценных бумаг в сегменте базовых металлов выбор невелик. Правда, у многих возникли серьезные сомнения по поводу того, принесет ли IPO сумму, необходимую Vale для инвестиций и выплаты дивидендов. Кроме того, эксперты предупреждают, что распродажа активов с высоким потенциалом повышения стоимости в будущем может оказаться отнюдь не лучшим решением. А аналитики Barclays высказались в записке инвесторам в том духе, что трудно увидеть смысл в распродаже фамильного серебра, если прогноз настолько хорош.
Кроме того, Vale ведет переговоры о продаже доли в угольном проекте Moatize в Мозамбике. Со ссылкой на свои источники агентство Reuters сообщило, что японский трейдер Mitsui собирается заплатить за 15% акций проекта $450 млн. И, кроме того, планирует получить 50% железнодорожных и портовых мощностей Vale в обмен на будущие инвестиции. Таким образом, Vale действует в соответствии с планом, обнародованным год назад. Когда ценовые тенденции на рынке железной руды склонились вниз, группа сообщила о намерении распродать 15-25% своих угольных активов в Австралии и Мозамбике. В то время аналитики оценивали их стоимость суммами порядка $4 млрд. При этом Moatize – одно из крупнейших в мире месторождений коксующихся углей – считается одним из лучших активов в портфеле Vale. Тем не менее найти покупателей в условиях депрессивного рынка – задача весьма непростая. Все же сделка с Mitsui, похоже, близится к успешному завершению.
Параллельно с попытками облегчить портфель Vale четвертый год подряд сокращает инвестиционный бюджет. Сейчас совет директоров утвердил капитальные расходы на 2015 г. в $6,358 млрд., а еще $3,81 млрд. предназначено для поддержки стабильной деятельности существующих предприятий. При этом компания продолжит расширение добычи железной руды: 71% капитальных расходов предназначено для реализации проектов расширения на месторождении Carajas ($3,7 млрд.) и для завершения проектов на Itabirites, а также в Южной и Юго-Восточной системах.
Характерно, что на собрании инвесторов Сиани заявил без особого оптимизма, что сейчас примерно 220 млн. т мировых мощностей по добыче железной руды работают в убыток, а если цена упадет еще на $10, проблемы возникнут и у многих крупных производителей. Правда, он надеется, что это не произойдет, если не случится глобального обвала спроса, для которого нет никаких предпосылок.
Не остались в стороне от всех этих сомнений и журналисты. Их глубоко возмутил ежегодный пресс-брифинг, проведенный в День Vale в Лондоне. Похоже, организаторы сделали все возможное, чтобы не отвечать на вопросы журналистов по существу. Во-первых, все мероприятие проводилось на португальском языке с синхронным переводом, хотя большинство менеджеров компании, принимавших участие в мероприятии, владеют английским лучше, чем переводчик. Некоторые из них начинали было отвечать на вопросы по-английски, но им напоминали, что следует говорить по-португальски. Кстати, на предшествовавшей брифингу встрече с инвесторами те же менеджеры свободно говорили по-английски.
Разумеется, был сделан вывод, что у Vale есть причины скрывать информацию от прессы. И действительно, тон задавал гендиректор Мурилло Феррейра, который отвечал на вопросы продолжительными тирадами, не имеющими отношения к делу. Возможно, такое впечатление сложилось из-за несовершенства синхронного перевода. В некоторых случаях менеджеры отказывались отвечать, ссылаясь на конфиденциальность информации. Большинство спикеров, как и гендиректор, ссылались на то, что у них нет с собой соответствующих данных. Однако в большинстве случаев они просто стремились уклониться от ответов, используя в этих целях все недостатки системы синхронного перевода. В итоге журналисты остались в недоумении относительно целей проведения данного мероприятия.
Австралийские конкуренты Vale наобещали своим акционерам золотые горы, чтобы те спокойнее относились к затратам на проекты расширения. Однако когда рынок железной руды обвалился под грузом избыточных поставок, у инвесторов возникли серьезные сомнения в реалистичности этих обещаний. И действительно, и BHP Billiton, и Rio Tinto уже не говорят об обратном выкупе акций, но продолжают обещать фантастические доходы. Правда, инвесторам хотелось бы пощупать не обещания, а наличные деньги, но с этим придется подождать до февраля.
Тем временем BHP Billiton начала принимать меры для улучшения ситуации. У этой группы финансовые перспективы лучше, чем у Vale, но нелавно и она сообщила, что собирается раздобыть наличность через IPO. Группа разделит свои активы на две компании – упрощенную BHP Billiton и самостоятельную международную горнорудную компанию South32. Большинство предприятий, которые войдут в South32, расположено в южном полушарии, с двумя региональными центрами – Австралия и Южная Африка, которые связаны между собой 32 параллелью южной широты. Возглавит новую компанию гендиректор Грэхэм Керр. Он сообщил, что разделение компаний будет полностью завершено в первом полугодии 2015 г., головной офис расположится в Перте (Австралия), а региональный – в Иоганнесбурге (Южная Африка). А во втором полугодии планируется провести IPO на Австралийской фондовой бирже, затем – пройти листинг на фондовых биржах Иоганнесбурга и Лондона. Окончательное решение по разделению группы ее правление примет, когда будут обеспечены договоренности на приемлемых условиях обо всех необходимых утверждениях третьих сторон. Документацию по этому разделению разошлют акционерам в марте 2015 г., а голосование по этому вопросу состоится в мае.
По прогнозу Credit Suisse Group, после австралийского листинга рыночная капитализация South32 составит около $16 млрд. В новую компанию войдет австралийское месторождение Cannington, на котором расположено крупнейшее в мире предприятие по добыче серебра и свинца. Кроме того, по оценкам Macquarie Group, South32 станет сильнейшим игроком на мировом рынке марганцевой руды, займет седьмое место в мировой иерархии производителей глинозема и девятое – на рынке никеля. Ну, а в упрощенной BHP останутся самые привлекательные активы – в сегментах железной руды, меди, угля и нефти, расположенные в Австралии и обеих Америках, а также, возможно, калиевое предприятие в Канаде. Обещаний же немедленного повышения доходности акций на встрече с инвесторами не прозвучало. Либо их постеснялись обнародовать для более широкой аудитории.
Ну, а в Rio Tinto пока сохраняют спокойствие. Топ-менеджеры продолжают говорить, что компания придерживается тщательно продуманной стратегии, и акционеры получат хороший доход даже при падении цен на руду. Тем не менее инвесторы испытывают обоснованное беспокойство, и оптимизм руководителей пока не убеждает рынок в правильном выборе пути. Тем не менее у менеджмента есть серьезные аргументы в пользу своей концепции. Начиная с рецессии 2008 г., наблюдалась четкая корреляция котировок Rio Tinto на австралийской бирже с азиатскими спотовыми ценами на руду. Но в 2014 г. эта корреляция, похоже, нарушена: к концу ноября цены упали на 48%, тогда как акции за эти 11 месяцев снизились только на 13,3%. Вопрос в том, не восстановится ли эта связь, поскольку на переполненном избытками рынке вполне вероятно дальнейшее падение.
Разумеется, команда гендиректора Rio Сэма Уолша утверждает, что для разрыва этой корреляции имеются веские причины. Он сообщил инвесторам, что бизнес компании в сегменте железной руды сохраняет высокую прибыльность, и EBITDA в 2015-2019 гг. будет составлять в среднем 56%. Эта оценка получена на основе консенсус-прогноза, в соответствии с которым цена с учетом стоимости фрахта в Северный Китай будет составлять $85/т. На семинаре с инвесторами С. Уолш сообщил, что даже если цена окажется на $15 ниже предсказанной, EBITDA уменьшится только до 47%. Учитывая дальнейший рост избыточных поставок, эксперты полагают, что эта цифра более правдоподобна, но и она представляется весьма неплохой. Сэм Уолш рассказал инвесторам об усилиях, направленных на сокращение затрат, и планах на будущее в этой сфере. По его словам, реализация этих планов обеспечит сокращение затрат на производство и поставку тонны руды в Северный Китай, включая транспортировку, капитал для обеспечения устойчивости бизнеса и роялти, от $47 в 2012 г. до $35 – в 2020 г. По его словам, эта экономия даст возможность генерировать значительные объемы свободной наличности, которую компания будет использовать для увеличения доходов акционеров, скорее всего – в виде повышения дивидендов в феврале 2015 г. Таким образом, Rio Tinto продолжает обещать. И самая низкозатратная компания мировой отрасли, возможно, сумеет выполнить эти обещания. Хотя бы частично. (МинПром/Металл Украины и мира)