“Укрзализниця” с февраля подняла грузовые тарифы на 30%, чтобы компенсировать инфляцию и убытки от пассажирских перевозок. В итоге прибыль УЗ от грузоперевозок в 2015 г. может вырасти до 13 млрд. грн. и почти вдвое перекрыть убытки от перевозки пассажиров. Ожидаемый рост затрат производителей и экспортеров, в первую очередь металлургов и аграриев – 1-2% от цены продаж.
“Укрзализныця” с 31 января повысила тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 30%, сообщается в приказе Министерства инфраструктуры. Тарифы повышены для всех видов грузов, кроме каменного угля, перевозки которого будут дорожать поэтапно: на 10% с февраля и еще на 18% с апреля. При этом остались прежними тарифы на пассажирские перевозки – самый проблемный сегмент “Укрзализныци”, убытки которого по итогам 2014 г. превысили 7,9 млрд. грн. В июле 2014 г. “Укрзализныця” уже повышала железнодорожные грузовые тарифы на 12,5% (к уровню 2013 г.). Приведет ли повышение тарифов к падению грузопотока и как долго железнодорожный монополист будет продолжать субсидировать пассажирские перевозки за счет грузовых?
Повышение тарифов на грузоперевозки необходимо в первую очередь для частичной стабилизации финансового положения отрасли, в том числе для поддержания в рабочем состоянии изношенного (почти на 90%) подвижного состава, пояснили в “Укрзализныце”. У ведомства сразу несколько проблем, для решения которых понадобились деньги. Первая – падение объемов перевозок. В 2014 г. “Укрзализныця” перевезла 390,1 млн. т грузов, на 12,1% меньше аналогичного периода 2013 г., рассказал и. о. главы УЗ Максим Бланк на пресс-конференции 22 января. “Катализатором повышения цен также стал рост цен на продукцию, которая закупается для потребностей железнодорожного транспорта”, – говорят в УЗ. Еще одна причина – увеличение сумм по возврату основного долга и обслуживания кредитов из-за роста курса иностранных валют по отношению к национальной валюте. Общая сумма задолженности УЗ по состоянию на 28 марта 2014 г. составляла около 25 млрд. грн., срок возврата которого установлен в 2014-2022 гг.
“К тому же железные дороги понесли убытки из-за повреждения путей, мостов, инженерных коммуникаций и сооружений в результате боевых действий. По предварительным подсчетам, на восстановление железнодорожной инфраструктуры на востоке Украины необходимо около 900 млн. грн., а на вывоз переселенцев из опасного региона уже израсходовано 1,1 млн. грн.”, – отмечает пресс-служба УЗ. Далеко не последнюю роль в повышении сыграли пригородных и внутренних пассажирские перевозки, которые УЗ, по ее мнению, осуществляет по тарифам ниже экономически обоснованного уровня, а также перевозок льготных категорий граждан. Пассажирская проблема
Вопрос устранения перекрестного субсидирования (дотирования пассажирских перевозок за счет грузовых) была затронута еще в коалиционном соглашении, которое легло в основу программы действий правительства Арсения Яценюка. В документе говорится о поэтапном уходе от перекрестного субсидирования и переходу к прямому субсидированию из госбюджета. В 2014 г. подвижной состав “Укрзализныци” был обновлен на 1,11 млрд. грн.: было куплено 7 электровозов постоянного тока, пассажирский вагон локомотивной тяги и автомотриса для хозяйства электроснабжения на 383,2 млн. грн. Всего в парке УЗ 1,55 тыс. электровозов, обновлено меньше 0,5%. Затраты на модернизацию подвижного состава составили 722,6 млн. грн. Кроме того, предприятиями, находящимися в подчинении УЗ, было произведено 182 грузовых вагона на 119,6 млн. грн. В парке УЗ 116,06 тыс. грузовых вагонов – обновление парка меньше 0,25%. “Скоро пассажирские вагоны будут просто списываться, а маршруты сокращаться, если не будет устранено перекрестное субсидирование и затраты на пассажирские перевозки не лягут на госбюджет и местные бюджеты, как на источники финансирования социальных затрат”, – сообщает старший аналитик ИГ “Арт Капитал” Алексей Андрейченко.
В 2015 г. грузовые перевозки могут принести УЗ порядка 13 млрд. грн. прибыли при падении грузооборота на 5%, прогнозирует аналитик ИГ “Арт Капитал”. Несмотря на ожидающийся рост тарифов на 20%, пассажирские перевозки потребуют покрытия затрат свыше 7 млрд. грн. до налогов и финансовых издержек. По утверждению железнодорожников, рост тарифов должен компенсировать инфляцию и убытки от пассажирских перевозок, но УЗ останется убыточной. “Но переоценка долларового долга создаст дополнительный убыток порядка 3,5 млрд. грн. в сочетании с обслуживанием долга и неизбежной выплатой налога с прибыли по украинской отчетности, финансовый результат УЗ по МСФО, вероятнее всего, останется в минусе, как и в этом году. Однако в этих расчетах не учитывается потенциальная экономия от действий “Укрзализныци” по снижению коррупционной составляющей в закупках и снижению административных затрат, которые на данный момент оценить сложно”, – отмечает Андрейченко.
В зависимости от отрасли рост логистических затрат компаний в связи с повышением тарифов составит 1-2%, подсчитал старший аналитик ИГ “Арт Капитал” Алексей Андрейченко. По его словам, рост затрат по перевозке, например, тонны железной руды составит около 27 грн. (в полувагоне на 70 т, на расстояние 500 км), или около 2% цены 1 т груза. В Украине базовый тариф на грузоперевозки зависит от огромного количества параметров – типа вагона, арендованный вагон или нет, а также от массы груза и расстояния. “Например, за перевозку 70-тонного вагона с железной рудой в полувагоне на расстояние 500 км надо заплатить около 240 евро за вагон, в России ставка более чем в два раза выше – 520 евро”, – рассказывает Андрейченко. Ощутимее всего повышение тарифов скажется на химиках и металлургах. После повышения тарифов дополнительная нагрузка для них составит около $8,5 млн. в месяц, подсчитали по просьбе Delo.UA в группе “Метинвест”. “Начиная со второй половины 2014 г. большая часть предприятий группы “Метинвест” работает в зоне ведения боевых действий. Из-за разрушений железной дороги длительное время нарушен процесс поставок сырья на предприятия и отгрузки продукции. В силу этих причин ряд предприятий группы, включая крупнейшие металлургические комбинаты – ММК имени Ильича и “Азовсталь” – работают не на полную мощность. В этих условиях существенное повышение тарифов на железнодорожные перевозки означает, что бизнесу будет нанесен очередной удар”, – говорят в компании.
Отрасли, которые пребывают в тяжелом финансовом состоянии, могут выражать свое недовольство и пытаться давить на Министерство инфраструктуры, требуя преференций, как во время кризиса 2009 г., утверждает Андрейченко. “Такие заявления были бы не чем иным, как попыткой переложить свои финансовые проблемы на плечи “Укрзализныци”, – отмечает аналитик. По его словам, индексация тарифов идет соразмерно инфляции, которая в том числе затрагивает доходы грузоотправителей и их другие затраты. Поэтому большинство грузоотправителей нормально отнесется к повышению транспортных расходов, за исключением случаев, когда они не в состоянии повышать цену на свою собственную продукцию соразмерно инфляции. “Для грузоотправителей, которые работают на экспортные рынки, доходы в гривне выросли даже больше, чем на 30% в год. Падения грузопотоков от индексации тарифов я не ожидаю”, – говорит Андрейченко. По планам самой УЗ, озвученным Бланком, ведомство рассчитывает по итогам 2015 г. перевезти 285,3 млн. т грузов, что на 13,1% меньше оперативных показателей 2014 г. (Delo.ua/Металл Украины и мира)