Эксперты рынка не исключают их дальнейшего снижения, поскольку спрос в Китае остается слабым, а крупные горнодобывающие компании продолжают наращивать добычу. Тем не менее, у украинских производителей ЖРС еще остается запас прочности. Только за январь стоимость сырья снизилась на 13%. При этом лишь 30 января руда с 62% содержанием железа с доставкой в китайский порт Циндао подешевела на 1,7% до $62,21/т.
Нынешнее железорудное пике является ожидаемым и вполне объяснимым. Накануне Китайского Нового года, который страна празднует 18 и 19 февраля, уровень продаж и производства металлургической продукции, для производства которой используется руда, традиционно остается весьма низким. И хотя до праздников в КНР еще чуть более двух недель, местные сталевары уже начали притормаживать объемы выпуска. Согласно данным Китайской ассоциации чугуна и стали (China Iron & Steel Association), на середину января среднесуточная выплавка стали в стране понизилась по сравнению с началом месяца примерно на 5,1% и составила лишь 1,69 млн. т в день. Запасы же металла у продуцентов из Поднебесной выросли в этот период на 8,25% и достигли 14,76 млн. т.
Закономерно, что в этой ситуации растущие запасы и импортные поставки железной руды в КНР негативным образом отражаются на стоимости сырья. Говоря простым языком, железная руда на данном этапе просто не в тренде. К 26 января запасы импортной руды в крупнейших китайских портах повысились по сравнению с предыдущей неделей на 2,86% до 101,73 млн. т.
Тем не менее вялый спрос на руду со стороны китайских металлургов – это лишь один из факторов, который повлиял на обвал цен. Не менее важной причиной давления на цены являются растущие показатели у мировых лидеров горнодобычи – компаний Vale, Rio Tinto, “BHP Billiton” и Fortescue Metal Group.
Титаны отрасли нацелились на рост и успешно выполняют свои планы. К примеру, бразильский гигант Vale рассчитывает в текущем году увеличить производство железной руды до 340 млн. т. Однако из-за рекордного падения мировых цен на руду корпорация предложила своим акционерам выплатить за этот год лишь $2 млрд. дивидендов по сравнению с $4,2 млрд. в прошлом году.
О повышении выпуска руды говорит и BHP Billiton. За IV квартал минувшего года она добыла 56,342 млн. т сырья, что на 16% больше по сравнению с предыдущим годом, а также на 1%, чем в III квартале прошлого года. За июль-декабрь ее производство поднялось на 16% и составило 113,443 млн. т. На 2015 финансовый год концерн планирует добычу на уровне 225 млн. т.
Не отстает по темпам роста и Rio Tinto – в октябре-декабре она выпустила 79,1 млн. т железной руды (доля компании – 63,2 млн. т). Результат оказался на 3% выше, чем в IV квартале позапрошлого года, а также на 12% превзошел итоги III квартала. В целом за год компания выпустила рекордные 295,4 млн. т материала (233,6 млн. т собственной добычи), что на 11% выше предыдущих показателей. За счет расширения уже в этом году уровень добычи может достигнуть 330 млн. т.
Высокие результаты демонстрирует также австралийская Fortescue Metals Group. В IV квартале 2014 г. ей удалось выпустить 43,6 млн. т железной руды, повысив результат в квартальном исчислении на 2%, а в годовом – аж на 36%. Вместе с тем холдинг рассчитывает во второй половине года сократить расходы на добычу на 10% благодаря снижению цен на нефть и слабости австралийского доллара. Производство сырья при этом остается прибыльным для концерна и при цене в $62,7/т, ведь расходы на добычу составили лишь $53,3./т. “У нас есть сильные положительные стороны для прибыли даже в сегодняшней ценовой конъюнктуре”, – объяснил генеральный директор горнодобытчика Нев Пауер.
По мнению специалиста ГП “Укрпромвнешэкспертиза” Дмитрия Желтякова, со второй половины прошлого года на первый план постепенно начали выходить факторы снижения себестоимости у компаний “большой четверки”. “Во-первых, американский доллар начал демонстрировать укрепление относительно всех валют, в том числе и относительно бразильского реала и австралийского доллара. А, во-вторых, существенное падение цен на нефть сначала позволило горнорудникам снизить собственные затраты на энергоресурсы, а потом и привело к значительному проседанию фрахтовых ставок. Среднемесячная ставка фрахта в ноябре составляла $22 и $9 для Бразилии и Австралии, а в декабре – $11 и $4,5. Фактически падение фрахта даже позволило поставщикам из Австралии и Бразилии увеличить цены FOB при падении цены CIF. А во второй половине января еще и просело производство стали в Китае”, – говорит эксперт.
В свете столь амбициозных планов сырьевиков можно предположить, что стоимость железной руды будет и дальше падать на фоне избыточного предложения на рынке. Несмотря на данные Morgan Stanley о закрытии или остановке более 150 млн. т железорудных мощностей в декабре минувшего года, рыночные аналитики и инвестиционные банки понижают прогнозы для сырья. В Morgan Stanley ожидают, что в текущем году стоимость руды составит в среднем $79/т, а в будущем – $75/т, что ниже прежних оценок специалистов.
Аналитики Citigroup также переписали свои прогнозы. Теперь они полагают, что в этом году цена руды будет находиться на уровне $58/т, а в следующем достигнет $62/т. Еще в ноябре они оценивали стоимость продукции на уровне $65/т.
Новый прогноз для руды представили и эксперты UBS Group AG. На фоне роста поставок от крупных сырьевых компаний, слабого спроса и резкого падения цен на нефть они заявили, что цены сырья на этот год составят $66/т, что на 22% ниже предыдущего прогноза. В 2016 г. цена продукции ожидается на уровне $65/т (снижение на 21%). “Железорудная битва за долю рынка возобновится в 2015г., – заявил аналитик UBS Дэниел Морган. – Рост спроса переживает анемию, поэтому борьба за долю на рынке обострится”.
Не отстают и аналитики инвестиционного банка Macquarie. Их прогноз на нынешний год снижен на 26% до $68/сух. т, CFR-Китай. В 2016 г., по их мнению, железная руда будет стоить $65/сух. т, CFR-Китай, в 2017 г. – $70.
Д. Желтяков солидарен с ожиданиями мировых экспертов. “По моему мнению, снижение цен в феврале продолжится, так как китайские сталеплавильные компании будут продолжать воздерживаться от закупок сырья в условиях сокращения производства, да еще и на падающем рынке. Потом заводы будут вынуждены пополнить собственные запасы сырья, что позволит ценам в краткосрочной перспективе вырасти. По ощущениям этот рост при таком низком фрахте и текущих курсах валют вряд ли превысит показатель в $70/т по австралийской мелочи 62% железа. Потом ожидаем продолжения падающего тренда. Уровень цен в $55/т. на указанное сырье на спотовом рынке Китая видится вполне реальным”, – считает он.
По его оценкам, в феврале цены на австралийское сырья с 62% содержанием железа составят $62/т, в марте – $67/т, а в августе-сентябре могут достигнуть $55/т. Таким образом, среднегодовая цена будет на уровне $60-65/т по сравнению с $97/т в прошлом году.
Однако к росту цен, как считает Д. Желтяков, могут подтолкнуть такие объективные факторы, как уход с рынка малоэффективных производителей ЖРС (внутренних китайских или других мировых экспортеров) или увеличение потребления китайцами: “Тем не менее укрепление доллара и падающие цены на нефть (если эти тенденции продолжится) будут продолжать оказывать понижающее давление”. Ввиду сложившейся ситуации эксперт также отмечает, что падение цен негативно влияет на украинских производителей. “По нашим грубым оценкам, при текущем уровне фрахта украинские производители концентрата могут с прибылью продавать свое сырье в Китай при индексе на австралийскую руду 62% в $50-55”, – говорит он, добавляя, что у производителей окатышей ситуация несколько лучше, так как затраты на обжиг меньше, чем разница цен между окатышами и концентратом на спотовом рынке Китая. (МинПром/Металл Украины и мира)