Ввиду отдельных публичных заявлений о недобросовестном отношении российских металлургов к интересам внутреннего рынка и необходимости введения экспортных пошлин на стальную продукцию, НП “Русская Сталь” обращает внимание на следующее:
- Внутренний рынок был, есть и будет оставаться приоритетным для российской черной металлургии. При этом, в связи с тем, что внутрироссийское потребление металла составляет приблизительно половину от производственных мощностей предприятий отечественной черной металлургии, они вынуждены продавать оставшуюся часть выпускаемой продукции на внешних рынках. Отрасль неизменно стремится к удовлетворению внутрироссийского спроса и потребностей иностранных компаний, развивающих бизнес в России, последовательно повышает свой вклад в конкурентоспособность отечественного производственного сектора и эффективное импортозамещение, комплексно содействует реализации государственных интересов как внутрироссийских, так и внешних. Продолжающиеся внедрение передовых технологий и обновление производств, отказ от “заморозки” приоритетных отраслевых проектов, масштабное освоение нового сортамента, повышение экологической и энергетической эффективности, тесное социально-экономическое партнерство в регионах – далеко не все примеры текущей деятельности почти каждой российской металлургической компании. Особое внимание и ответственность отрасли связаны с амбициозными национальными проектами. К примеру, в настоящее время после успешного проведения Олимпиады в Сочи в 2014 г. российские металлурги ожидают итоговых государственных решений по строительству инфраструктурных объектов Чемпионата мира по футболу 2018 г., которые позволят определить потребности в стальной продукции, сформировать и закрепить договоренности о поставках, приступить к планированию производственных графиков.
- По итогам 2014 г. на фоне официального уровня инфляции 11,4% рост цен на стальную продукцию ряда предприятий отрасли не превысил 15%, а по определенному сортаменту составил менее 10%. Отмечая отдельные претензии к удорожанию горячекатаного и холоднокатаного проката в рулонах, следует отметить, что: цены на этот прокат, установленные в апреле 2014 г., по сути, действовали до октября 2014 г., после чего негативные экономические тенденции спровоцировали их пересмотр; внутрироссийские цены на этот прокат существенно ниже цен на внешних рынках (в январе 2015 г. разница превысила $65/т по горячекатаным рулонам, $120/т по холоднокатаным рулонам).
- С конца сентября 2014 г. на фоне снижения курса рубля у предприятий черной металлургии наблюдается значительное увеличение стоимости закупочных программ под обеспечение производственной деятельности. Многие материалы доступны преимущественно по импорту. В отношении других материалов, приобретаемых на внутреннем рынке, их производители и поставщики проводят сбытовую политику, ориентированную на публикуемые биржевые котировки и ценовые индикаторы. Следует отметить, что подобный подход признавался равновесным многими участниками рынка и уполномоченными органами исполнительной власти, получил отражение в практике формульного ценообразования и долгосрочных контрактов. С октября 2014 г. по январь-февраль 2015 г. рост цен составил 50% по графитированным электродам, более 65% по крупнотоннажным ферросплавам и цветным металлам. Отмечая отдельные претензии к удорожанию проката с покрытиями (в январе 2015 г. к январю 2014 г. рост цен 15-22%), следует отметить, что стоимость цинка для его изготовления за тот же период выросла на 98%, а цены проката практически не повышались российскими производителями с мая-июня 2014 г.
- НП “Русская Сталь” с вниманием отнеслось ко всем заявлениям отраслевых ассоциаций потребителей стальной продукции. Компании партнерства практически в “ручном режиме” ведут поиск вариантов адаптации своих торговых практик, до начала 2015 г. не вызывавших претензий у потребителей, к текущим экономическим реалиям. С потребителями ведутся адресные консультации, обсуждаются варианты сбалансированных решений для дальнейших поставок. Однако, говоря о комплексных мерах со стороны черной металлургии как системообразующей отрасли российской экономики, нельзя не отметить необоснованность многих заявлений потребителей.
К примеру, хотелось бы предложить автомобилестроителям оценить масштабы реального влияния металлургов на их экономику – в частности, исходя из того, что даже при самых общих расчетах доля плоского проката в стоимости автомобиля в 2014 г. не превышала 8,5%. Или адресовать вопрос вагоностроителям о том, насколько оправданно ставить во главу всего комплекса их отраслевых проблем ценовую политику металлургов.
- Парируя ремарки о погоне российских металлургов за прибылью на экспортных направлениях, следует обратить внимание на то, что негативные тенденции на мировых рынках получили развитие в 2014 г. и усилились к началу 2015 г. Снижение динамики внутреннего стального потребления и резкое наращивание экспорта Китаем, кризисные диспропорции в развитии мировой железорудной отрасли, военные конфликты и негативные геополитические факторы в условиях мирового стального перепроизводства привели к резкому ужесточению борьбы за рынки сбыта. Следствием стало резкое падение цен на продукцию российских сталепроизводителей практически на всех зарубежных направлениях. В январе 2015 г. к январю 2014 г. экспортные цены на слябы снизились на 27%, толстый лист – на 14%, горячекатаные рулоны – на 17%, арматуру – на 23%. Падение продолжается, и оно будет нивелировать положительный эффект от снижения курса рубля к основным валютам.
- Ввиду усилившегося давления на внешних рынках растет и очередная волна применения мер торговой защиты со стороны национальных производителей. Только за последние несколько месяцев российские металлурги столкнулись с: прекращением поставок горячекатаных рулонов и тонкого листа в США после решения Минторга США о выходе из соглашения с Россией; введением специальных защитных мер по рулонному и плоскому прокату в Таиланде (пошлина не менее 21% будет действовать до июня 2017 г.); антидемпинговыми пересмотрами в Мексике (холоднокатаный прокат) и США (толстый лист), в которых национальные производители настаивают на сохранении действующих барьеров; началом антидемпингового расследования по рулонам в Турции; подготовкой в США антидемпинговой петиции в отношении двутавровых балок; продлением Евросоюзом до 2020 г. антидемпинговых пошлин на импорт сварных труб из РФ; предложениями отдельных казахских компаний по самоограничению поставок стальной арматуры и труб из России.
Компании отрасли преимущественно самостоятельно и за счет собственных средств отстаивают свои позиции в торговых расследованиях, тем самым одновременно борясь за сохранение присутствия российских бизнес-интересов в различных регионах мира, создание условий для развития внешнеэкономического сотрудничества и блокируя негативные прецеденты в отношении других отечественных экспортеров.
Любые дополнительные барьеры для российского стального экспорта приведут к безвозвратной утрате ранее завоеванных позиций на внешних рынках.
- После снижения суверенного рейтинга России “большая тройка” международных агентств ухудшила прогнозы по кредитным рейтингам российских металлургических компаний. В ближайшие две недели агентства проведут рейтинговые комитеты и примут решения, кого понизить, а кого оставить на текущем уровне. В частности, Moody’s Investors Service в последнем отчете, отмечая негативный прогноз, указывает на комментарии официальных лиц об экспортных пошлинах. В этой связи и во избежание негативной цепной реакции в отечественном производственном секторе, желательным был бы взвешенный и корректный подход к подаче комментариев со стороны отдельных органов государственной власти.
- Вызывают опасения отдельные непродуманные инициативы, которые, к сожалению, зачастую находят поддержку со стороны Минпромторга России. Например, инициатива по ограничению экспорта лома неизбежно приведет к закрытию европейского рынка для российской металлургической продукции.
Основываясь на вышеизложенном, НП “Русская Сталь” солидарно выражает мнение всех крупнейших предприятий российской черной металлургии о недопустимости введения любых ограничений в отношении экспорта российской металлургической продукции, которая была поддержана председателем правительства Российской Федерации Д. А. Медведевым на совещании “О стабильном функционировании отраслей промышленности” 19 января 2015 г. (MetalTorg/Металл Украины и мира)