Некоммерческого партнерства “Объединение вагоностроителей” не поддерживают инициативу Минтранса России по разработке нормативных документов, определяющих процедуру продления сроков службы литых деталей. Крупное вагонное литье (рамы, балки), используемое как комплектующие и составные части железнодорожных тележек, согласно конструкторской документации заводов производителей имеют ограниченный срок службы, определенный на сегодняшний день в 32 года.
СРО НП “Совет операторов железнодорожного транспорта” в последнее время активно продвигает идею продления срока службы данных изделий. В связи с этим, ими разработан проект “Инструкции по продлению срока службы литых деталей тележек грузовых вагонов”, который направлен на утверждение в Минтранс РФ.
Данный проект Инструкции не учитывает требования Росжелдора, указанные в пункте 1 решения протокола №АЦ-2 от 25.12.2014 г. в части соответствия статье 13 Федерального закона “О техническом регулировании” №184-ФЗ, так как не является проектом документа в области стандартизации, не относится ни к национальному, ни к международному стандарту, ни к своду правил или иному документу, предусмотренному указанной статьей. Проект инструкции разрабатывался без проведения соответствующих научных исследований и не имеет экспертизы, дающей оценку как, ведет себя металл, подвергавшийся на протяжении стольких лет статическим, динамическим и ударным нагрузкам, какие процессы в нем происходят и на что могут повлиять. Документ разрабатывался без участия основных отечественных производителей крупного вагонного литья и грузового подвижного состава, обладающих наиболее полной информацией о технических характеристиках и параметрах нагружения изделий, безопасной эксплуатации своей продукции.
Необходимо отметить, что члены Некоммерческого партнерства “Объединение вагоностроителей” основываясь, в том числе и на заключении ведущего российского профильного научно-исследовательского института “ЦНИИчермет им. И.П. Бардина” не поддерживают инициативу Минтранса России по разработке нормативных документов, определяющих процедуру продления сроков его службы по следующим причинам:
– отсутствие, на сегодняшний день, подтвержденной методики определения остаточного ресурса изделия неразрушающими методами контроля. Все существующие методики базируются только на разрушении изделия, что позволяет использовать полученные результаты только в целях подтверждения или опровержения расчетных математических моделей, используемых при проектировании.
– вступившим в силу 2 августа 2014 г. Техническим Регламентом Таможенного Союза (ТР ТС 001/2011) “О безопасности железнодорожного подвижного состава” требует безусловного вывода продукции из эксплуатации независимо от её технического состояния, при достижении назначенного производителем срока службы.
– технический регламент допускает продлении срока службы только для железнодорожного подвижного состава при проведении комплекса работ по улучшению технико-экономических характеристик существующего железнодорожного подвижного состава путем внесения в базовую конструкцию изменений с целью продления срока службы с последующим подтверждением соответствия существующим требованиям безопасности(сертификация). Данная норма не может быть распространена на узлы и детали в том числе литые, грузового вагона так их модернизация не возможна.
– производственные мощности российских производителей крупного вагонного литья загружены на 25-30%, что фактически означает их остановку и введение процедуры продления литых деталей приведет к закрытию производств с невозможностью их восстановления так как металлургические процессы в основном непрерывные.
Исходя из вышесказанного и учитывая тот факт, что данные изделия наиболее ответственны за безопасную эксплуатацию подвижного состава, а случаи их изломов приводят к крушениям с человеческими жертвами и многомиллионными убытками считаем необходимым прекратить работы по продлению срока службы литых деталей тележек грузовых вагонов, как не соответствующие государственным интересам. (Металлоснабжение и сбыт/Металл Украины и мира)