“Не так страшен курс, как его скачки” – таков урок января-февраля, который вынес бизнес из дестабилизации на валютном рынке. Критический порог представители разных отраслей экономики определяют в диапазоне 25-30 грн./$1. Новый курс – больше не предмет для дискуссий, а данность как минимум на среднесрочную перспективу. Бизнес пытается освоиться с новыми параметрами 22/25 грн./$1.
Соотношение импорта/экспорта во внешнем товарообороте отрасли: 18%/82% (УКТЗЕД 72-83). Металлургическая отрасль – один из главных выгодополучателей от девальвации. За счет падения долларовой себестоимости продукции ее представители могут намного лучше конкурировать на внешних рынках, чем при курсе в 8 грн./$1.
Рентабельность работы металлургов увеличивается пропорционально падению себестоимости в иностранной валюте. “В наибольшем выигрыше оказываются вертикально интегрированные компании, потребляющие свой кокс, руду и другие факторы производства – гривневая составляющая в себестоимости их продукции выше”, – поясняет Роман Тополюк, аналитик консалтинговой компании Concorde Capital.
Согласно его оценкам, обеспеченность хотя бы железорудным сырьем позволяет металлургам добиться паритета импорта и гривневых затрат в совокупных издержках. В пример аналитик приводит компанию Ferrexpo Константина Жеваго, у которой себестоимость железорудных окатышей до девальвации составляла $60/т. Уже при курсе 12 грн./$1 эта цифра снизилась на $14-15.
Один из немногих негативных эффектов обесценивания гривны – сокращение внутреннего рынка, исторически занимающего 15-20% в структуре продаж металлургов. “При курсе 20 грн./$1 покупатели внутри страны не могут принимать в гривне цены, которые эквивалентны долларовым”, – говорит Тополюк.
Тем не менее, назвать радужным положение металлургической отрасли сейчас очень трудно – примерно половина украинской металлопродукции производится в Донецкой и Луганской областях. “Наверное, нет такого предприятия на Донбассе, которое не остановилось или не снизило производство из-за войны. К тому же продолжается падение мировых цен: в 2014 г. они снизились на 20-25%, с начала нынешнего года – еще на 10-15%”, – констатирует эксперт. (Forbes.ua/Металл Украины и мира)