На неделе 30 марта – 3 апреля министр экономического развития и торговли Украины Айварас Абромавичус сообщил, что на этот год правительство решило установить рекордную квоту на вывоз лома черных металлов – порядка 1,25 млн. т. “Это одна из самых больших квот за последние 10 лет. На большее согласиться мы не могли – в стране война”, – пояснил министр.
В ближайшее время МЭРТ обнародует, по словам Абромавичуса, “понятный и прозрачный” порядок распределения экспортной квоты между украинскими компаниями. Абромавичус не стал скрывать, что окончательный ее размер стал компромиссным вариантом, который был достигнут на переговорах с участием металлоломщиков и основных потребителей их товара – металлургических комбинатов. В ходе этих переговоров Абромавичус, по его словам, с огромным удивлением узнал, что указанная тема близка значительному числу политиков и высокопоставленных чиновников. “Половина депутатов Верховной Рады занимаются ломом, и многие бывшие министры также”, – заявил он.
Пик “металлоломных страстей” пришелся на февраль-март. Металлурги лоббировали ограничение экспорта лома черных металлов, необходимого им для выплавки стали, достаточно жесткими рамками – до 15% от внутренней потребности, которая составила в прошлом году около 4,3 млн. т. А металлоломщики, наоборот, ратовали за снятие административных барьеров на пути экспорта лома. С такой инициативой, в частности, в марте выступил депутат Верховной Рады от “Батьк_вщини” Игорь Луценко, который внес в парламент законопроект №2312 “О вывозной пошлине на отходы и лом черных металлов”. Документ оговаривал введение единой ставки вывозной пошлины на этот товар в 15 евро/т вместо действующей в 10 евро, отмену квотирования экспорта металлолома и регистрацию внешнеэкономических контрактов на его поставку иностранным покупателям. Тогда же бывший министр промышленности Валерий Мазур призвал чиновников незамедлительно отменить “надуманное квотирование и другие преграды для свободного экспорта металлолома”. Благодаря чему, по его расчетам, уже в этом году Украина смогла бы нарастить объемы поставок вторсырья на экспорт до 2,5 млн. т и получить примерно $700 млн. выручки.
В этом году объем заготовки лома в стране ожидается на уровне 5 млн. т, или почти на 300 тыс. т меньше по сравнению с прошлым годом. При задекларированном объеме экспорта в 1,25 млн. т вторсырье будет дефицитным, и металлургам придется повышать закупочные цены. Чтобы не делать этого, они попытаются заблокировать экспорт лома
В прошлом году металлоломщикам, крупнейшими из которых являются “Евро Финанс ЛТД”, которую контролирует выходец из Ирана Али Мохаммад Хани Омран, “КВВ Групп” предпринимателей Валерия Кришталя и Евгения Казьмина и “Укрмет” депутата Верховной Рады от “Оппозиционного блока” Андрея Киселева, удалось экспортировать из страны около 1 млн. т лома. Притом что экспортная квота была установлена на уровне 1,2 млн. т. Но полностью ее исчерпать металлоломные предприятия так и не смогли. Поскольку в середине прошлого года Министерство экономического развития и торговли, по их данным, на несколько месяцев остановило регистрацию внешнеэкономических контрактов на экспорт лома, временно заблокировав его поставки на внешние рынки. По слухам, к этому приложили руку отечественные металлурги, которые тогда столкнулись с дефицитом стратегического сырья и не горели желанием сильно повышать на него закупочные цены. Будут ли они вставлять палки в колеса металлоломщикам и в этом году, пока неизвестно. Но вполне вероятно, что они попытаются сделать это, если объемы заготовки лома в Украине будут недостаточными для удовлетворения их потребностей. А пока все идет к тому, что вторсырья будет собрано почти на 300 тыс. т меньше, чем в минувшем году. (Деловая столица/Металл Украины и мира)