Девальвация гривны помогает металлургическому бизнесу Ахметова больше зарабатывать в гривне, но уменьшение долларовой выручки негативно сказывается на выплате валютных долгов. Что окажется для главного олигарха страны весомее?
“Метинвест” 9 апреля объявил аудированные консолидированные финансовые результаты деятельности за 2014 г. Компания заявляет, что находится в состоянии дефолта. Эта новость уже успела стать сенсационной.
Хотя это всего лишь констатация случившегося факта. За пару дней до этого в сообщении на Ирландской фондовой биржи она сообщила держателям своих облигаций на $113,7 млн. с погашением в мае 2015 г. перенести крайний срок их погашения на январь 2016 г. В компании отмечают, что в прошлом году было погашено $1,525 млрд. долгов, однако из-за войны на Донбассе компания не смогла получить доступ к международному капиталу и кредитным рынкам для рефинансирования существующей задолженности. В марте группа попыталась получить дополнительное согласие кредиторов по предэкспортному финансированию в отношении частичной отсрочки мартовских и апрельских платежей по основным суммам кредитов. Тогда согласие от 100% кредиторов так и не было получено. Этот дефолт продолжался и на дату публикации отчета.
Но из отчета стало известно, что масштабы финансовых проблем несколько больше, чем было сказано в сообщении на бирже. Компания уточняет, что начинает три проекта по получению согласия от держателей своих облигаций со сроками погашения в 2015 г., 2017 г. и 2018 г. Их цель – отсрочка погашения основной суммы долга по ценным бумагам со сроком погашения 20 мая 2015 г.
Кроме того, группа намерена получить согласие от держателей облигаций на отказ от своего права предъявлять требования в связи с определенными наступившими и будущими случаями дефолта по инструментам со сроками погашения в те же годы.
Почему это произошло? “В 2014 г. наш бизнес продолжал сталкиваться с крупными вызовами из-за политической и экономической ситуации в Украине”, – Юрий Рыженков, гендиректор “Метинвеста”. Проблемы “Метинвеста” – это комбинация сразу несколько неудачных для Рината Ахметова стечения обстоятельств.
Во-первых, мировые цены на железорудное сырье в 2014 г. падали не менее бойко, чем цены на нефть. Избыток руды в мире в следующем году прогнозируется на уровне 150 млн. т – это на 15% больше, чем прогнозируемый спрос. Соответственно, падает и цена на металл. А ряд компаний просто оказываются лишними на рынке.
Вторая порция проблем “Метинвеста” – от войны на востоке, хотя в своем годовой отчетности компания, что бы не слишком пугать инвесторов и держателей облигаций, называя это “конфликт в некоторых районах Донецкой и Луганской областях, а также события, напрямую коснувшиеся Мариуполя”.
Во второй половине 2014 г. попеременно останавливали мощности Енакиевский метзавод, Авдеевский коксохим, два цеха ММК им. Ильича и один цех “Азовстали”. Основная причина – нарушении производственной цепочки внутри группы. Обстрелы того же Авдеевского КХЗ ограничивают поставки кокса на метзаводы группы.
Курсовые колебания спасают положение “Метинвеста” внутри страны, но с внешними кредиторами ситуация прямо противоположная. В компании отмечают, что в прошлом году было погашено $1,525 млрд. долгов, однако общая сумма долга на сегодняшний день составляет $3 млрд.
Внутренние и внешние проблемы подкашивают металлургов – и в первую очередь “Метинвест”. Госпредприятие “Укрпромвнешэкспертиза” приводит данные, по которым в 2014 г. поступления от экспортных поставок продукции ГМК уменьшились на $2,5 млрд. до $16,05 млрд. Во втором полугодии 2014 г. производство стальной продукции упало на 40% по сравнению с первым полугодием. В 2015 г., прогнозирует компания, показатель снизится до $13,8 млрд.
Важно подчеркнуть, что на государство Ахметову, к которому, как судачат злые языки, лоялен премьер-министр Арсений Яценюк, грех жаловаться. Во всяком случае государство исправно возвращает его заводам НДС. Например, за девять месяцев 2014 г. четыре предприятия – ММК им. Ильича, “Запорожсталь”, “Азовсталь” и Енакиевский метзавод – получили возмещения на 6,2 млрд. грн., тогда как за весь 2013 г. – 6,6 млрд. грн.
Также в плюс Ахметову – падение гривны по отношению к доллару, из-за чего гривневая выручка растет. В 2013 г. она составила $12,8 млрд., а в 2014 г. – $10,5 млрд. Но в гривне она выросла минимум в полтора раза. Тоже самое касается и чистой прибыли упавшей с 392 до 159 млн. лишь в долларах, а вовсе не в гривне.
Все эти курсовые манипуляции спасают положение “Метинвеста” лишь внутри страны, но вовсе не с внешними кредиторами – там ситуация прямо противоположная. В компании отмечают, что в прошлом году было погашено $1,525 млрд. долгов, однако из-за войны на Донбассе компания не смогла получить доступ к международному капиталу и кредитным рынкам для рефинансирования существующей задолженности. Общая сумма долгов в долларах у компании на сегодняшний день достигает $3 млрд.
Специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital Сергей Фурса считает, что “Метинвест” не объявлял о дефолте. Он лишь, как добропорядочная публичная компания, упомянул в своем годовом отчете, что находится в состоянии дефолта. Просто речь, по сути, о техническом дефолте – неоплата в обусловленные сроки, но это не означает автоматического обязательства досрочного погашения. Компания не намерена отказываться от своих обязательств, а лишь предлагает их реструктуризировать и ведет переговоры.
Другое дело, какие перспективы у “Метинвеста” в будущем? Если ситуация на востоке не нормализуется или обостриться дальнейших финансовых проблем группе не избежать. Ведь именно “Метинвест” был дойной коровой, которая спонсировала другие разношерстные проекты Ахметова, в том числе такой дорогостоящий как ФК “Шахтер”. Второй крупный актив – энергетическая “ДТЭК” – в еще худшем финсостоянии. На эти два активы, по оценкам Bloomberg, приходится 80% всей капитализации состояния Ахметова. (Деловая столица/Металл Украины и мира)