Премьер Арсений Яценюк лишил Фонд госимущества прав на управление государственным пакетом акций (51%) Запорожского титано-магниевого комбината (ЗТМК). Соответствующие полномочия Кабмин делегировал госпредприятию “Объединенная горно-химическая компания” (ОГХК), которое теперь является партнером Дмитрия Фирташа на ЗТМК: владелец Group DF в декабре 2012 г. выкупил у государства 49% акций комбината под залог будущих инвестиций в $100 млн.
Таким образом Арсений Яценюк пытается усилить контроль над ЗТМК, которым управляет менеджмент Group DF. Решение о новых полномочиях ОГХК правительство утвердило 4 апреля. Документ был обнародован на правительственном портале.
Осенью прошлого года Арсений Яценюк уполномочил “Объединенную горно-химическую компанию” управлять Вольногорским ГМК и Иршанским ГОК (они производят титановое сырье, в том числе для ЗТМК). Это случилось после того как 5 сентября 2014 г. истек срок аренды упомянутых комбинатов заводом “Крымский титан” Дмитрия Фирташа. А продлевать с ним контракт правительство отказалось.
На тот момент руководство ОГХК связывали с днепропетровской бизнес-группой “Приват” и ее неформальным лидером Игорем Коломойским. Но впоследствии ситуация изменилась. 19 марта глава парламентской спецкомиссии по приватизации Борис Филатов, близкий к “Привату”, сообщил, что ОГХК контролируется нардепом Николаем Мартыненко, и уличил того в сотрудничестве с Дмитрием Фирташем. После этого бизнесмен Геннадий Корбан, также соратник Коломойского, в эфире канала ICTV заявил, что ОГХК под руководством Мартыненко управляется в угоду Дмитрию Фирташу.
В Верховной раде Николай Мартыненко является заместителем главы депутатской пропремьерской фракции “Народный фронт” и руководит комитетом ВР по топливно-энергетическому комплексу. Forbes попытался с ним связаться для комментария, но тот не реагировал на звонки.
Не смогли оперативно прокомментировать получение контроля над запорожским предприятием и в ОГХК. Неофициально в беседе с Forbes представитель компании сообщил, что Кабмин планирует создать вертикально интегрированную производственную цепь в титановой отрасли, замкнув на себе контроль над сырьевыми активами (ГОКами) и перерабатывающим – ЗТМК. Последний производит титановую губку, шлак, слитки и слябы, которые востребованы в аэрокосмической отрасли. А в военное время значение такой продукции повышается для оборонной промышленности.
Например, пластины из титана, которые производит ЗТМК, используются для производства бронежилетов. Неудивительно, что правительство усилило контроль над таким предприятием. Возможно, оно получит оборонный заказ в рамках затянувшейся антитеррористической операции на Донбассе.
В Group DF надеются, что рокировки Яценюка не приведут к резким изменениям в работе ЗТМК. Завод до сих пор, невзирая на кризис, стабильно работал. А в 2014 г. даже нарастил втрое выпуск продукции более глубокого передела – титановых слитков.
На вопрос Forbes о том, может ли решение правительства привести к смене руководства на ЗТМК, в пресс-службе Group DF сообщили, что “представителю государства нет смысла этого делать”. “Предприятие прибыльно работает, повышает заработную плату, платит налоги и дивиденды государству. Сейчас не так много таких предприятий по Украине, и было бы неплохо, если бы именно на такие предприятия Кабмин обращал внимание и направлял на них высококвалифицированные кадры”, – сообщили Forbes в Group DF.
Также в компании Дмитрия Фирташа уточнили, что сбытом продукции ЗТМК управляет его директор. “Государство только поменяло своего представителя в набсовете предприятия”, – уверили в Group DF. Нынешний директор ЗТМК Владимир Сивак лоялен к компании Фирташа.
В начале года отношения между ОГХК и компанией Фирташа значительно улучшились. Об этом в неофициальной беседе с Forbes признался собеседник, близкий к руководству ОГХК. Дело в том, что на момент заключения контрактов с потребителями в ноябре-декабре 2014 г. менеджеры ОГХК все еще вплотную решали вопросы налаживания производства на ГОКах и их возвращения государству. Поэтому пропустили момент, и не успели вовремя перезаключить договоры со старыми клиентами, а также оформить контракты с новыми.
Тем временем, пока ГОКи окончательно не перешли под контроль государства, менеджеры Фирташа запаслись необходимым сырьем, которого достаточно для загрузки производства до сентября.
Таким образом ОГХК оказалась в сложной ситуации. Новых контрактов нет, а “старые” клиенты – ЗТМК, “Сумыхимпром”, “Крымский титан” (все контролируются менеджерами Фирташа), и даже российская ВСМПО “Ависма” – вплоть до осени не будут нуждаться в дополнительных закупках продукции ОГХК. Поэтому очевидно, что руководство ОГХК вынуждено налаживать отношения с Group DF как крупнейшим потребителем сырья Вольногорского ГМК и Иршанского ГОК, чтобы обеспечить сбыт львиной доли своей продукции.
По информации Group DF, вскоре “Сумыхимпром” и Запорожский титано-магниевый комбинат объявят тендеры на закупку ильменитового концентрата (титанового сырья), который производят Вольногорский ГМК и Иршанский ГОК. В компании Фирташа пообещали, что “Объединенная горно-химическая компания” примет участие в этих тендерах. А поскольку эта компания теперь получила контроль над потребителем сырья – ЗТМК, такая производственная взаимосвязь гарантирует его сбыт.
Позитивы для ОГХК на этом не заканчиваются. Не исключено, что вскоре к выстраиваемой Яценюком – Мартыненко титановой вертикали добавится еще один титановый актив – “Сумыхимпром”. Предприятие выпускает двуокись титана для нужд лакокрасочной промышленности, является государственным на 100%, но контролируется менеджментом Фирташа.
В Кабмине с весны прошлого года намереваются поменять руководство “Сумыхимпрома”. В 2015 г. Арсений Яценюк планирует его приватизировать. Но если правительство выставит на конкурс все предприятия титановой отрасли, то выручит за них больше средств: их привлекательность для частного инвестора повысится, поскольку появится возможность заполучить активы, взаимосвязанные в единой производственной цепочке. (Виталий Кравченко, Forbes.ua/Металл Украины и мира)