Кабмин пустил процесс ликвидации угольного посредника – ГП “Уголь Украины”. Процесс обусловлен переформатированием угольного сектора, вследствие чего без работы останутся ключевые контрагенты госпредприятия – нелегальные копанки. Одно из самых распространенных обвинений в адрес “Угля Украины” звучало незатейливо.
ГП закупало черное золото у копанок и после его смешивания с легально добытым углем реализовывало полученный микс тепловой генерации. Подобного рода схемы не раз описывались в мельчайших подробностях, но все эти годы госпредприятию удавалось убедить чиновников в целесообразности своего существования.
Нынешняя власть не стала исключением. Весной прошлой года тогдашний глава Минэнерго Юрий Продан отменил приказ своего предшественника Юрия Бойко о ликвидации “Угля Украины”.
Таким образом, у участников рынка появился повод утверждать, что кураторам теневого угольного сектора удалось достичь взаимопонимания и с постреволюционным правительством. Но нынешний министр энергетики Владимир Демчишин сообщил об окончательном намерении избавиться от ГП.
“Уже скоро мы ликвидируем это предприятие”, – сказал чиновник. Хотя и не стал уточнять сроки выполнения задачи. Ликвидация “Угля Украины” будет осуществляться через процедуру банкротства, а ее продолжительность может определить только суд. По данным “k:”, на сегодня ГП не числится среди банкротящихся учреждений. Но исправить эту оплошность нетрудно – кредиторская задолженность предприятия измеряется миллиардами грн. Например, 30 млн. грн. у ГП просрочено только перед Ощадбанком. И даже если госбанк не получит этих денег, ликвидация “Угля Украины” того стоит. Ведь тепловая генерация сможет наконец работать без посредника, повышая прозрачность угольного рынка.
Недавно у угольной отрасли страны сменился куратор. Вместо первого замминистра Минэнерго Юрия Зюкова на эту должность был назначен Игорь Мартыненков. Кстати, именно с подачи последнего 18 марта и. о. главы “Угля Украины” стал близкий ему Андрей Плюнгин, под управлением которого, судя по всему, и будет проходить ликвидация госпредприятия. Но поверить в то, что эта кадровая перестановка привела к пересмотру правил игры на угольном рынке, не могут даже самые отъявленные романтики.
По крайней мере, против этой версии свидетельствует как минимум один неопровержимый факт. После начала горячей фазы АТО с неконтролируемой Киевом территории отгрузки угольной продукции, в том числе из копанок, прекратились. И “Уголь Украины” перестал быть связующим звеном между теневым и легальным секторами углепрома. Это и можно считать основной причиной решения о начале его ликвидации. Вместе с аннулированием “Угля Украины” в историю уйдут и 2 млрд. грн. его обязательств перед российскими финансовыми учреждениями.
ГП должно около 700 млн. грн. Сбербанку России, 500 млн. грн. – Альфа-Банку и примерно 400 млн. грн. – Проминвестбанку.
Одновременно с исчезновением госпредприятия произойдет и списание его дебиторской задолженности. И больше других этому будет рад Ринат Ахметов. Во-первых, потому что его структуры (“Западэнерго”, “ДТЭК Трейдинг” и т. д.) должны “Углю Украины” более 1 млрд. грн. Во-вторых, после нейтрализации госпосредника Киев утратит последнюю юридическую линию связи с шахтами Донбасса и тем самым сделает эту позицию вакантной. Этой возможностью донецкий бизнесмен наверняка не преминет воспользоваться, ведь так он не только усилит влияние на рынке, но и решит задачу по обеспечению собственной генерации углем. Другой вопрос, что вскоре эта проблема может стать для донецкого миллиардера неактуальной, так как на прошлой неделе Генеральная прокуратура обратилась в суд с требованием о признании незаконной приватизации ряда энергокомпаний, в числе которых локомотив группы ДТЭК – “Днепрэнерго”. (Comments.ua/money/Металл Украины и мира)