О коррупционной схеме на поставках угля из “зоны АТО”, о том, почему приватизация шахт Донбасса станет непоправимой ошибкой и почему еще большей ошибкой станет их закрытие в интервью Цензор.НЕТ рассказал бывший коммерческий директор ГП “Торезантрацит”, экс-депутат Донецкого областного совета и эксперт угольной отрасли Виталий Кропачев. Он один из немногих влиятельных представителей Донбасса, кто прошлой весной решительно и публично высказался против “ДНР” и безапелляционно заявил о проукраинской позиции. После нападения террористов на офис в родном Торезе переехал в Киев. С проблемами угольщиков Кропачев знаком не понаслышке, поэтому смело может судить о работе профильного министерства.
– По вашему убеждению, Минэнергоугля не проводит реформ. Почему?
– Ситуация тупиковая. Вопросов накопилось очень много. К тем, что не решали годами, добавились “свежие”. Но у Демчишина нет плана действий, а его шаги непонятны – это самая корректная формулировка.
На неделе 30 марта – 5 апреля Владимир Васильевич предложил приватизировать компанию “Центрэнерго”, которая – акцентирую на этом внимание! – находится в прямом подчинении министерства. Дескать, в течение трех месяцев не удалось наладить работу. Но, рассуждая так, нужно приватизировать и Национальный банк, поскольку не удается стабилизировать курс гривни.
– Кто сказал, что приватизация даст результат? Начнем с констатации, что в энергетической сфере нет ни одного продуктивного собственника. Взять, к примеру, ДТЭК. Она получает государственные инвестиции, которые использует для развития и модернизации своих энергоблоков. В то же время количество аварийных отключений просто зашкаливает. То же происходит и в “Киевэнерго”. Из структуры выжимают последние соки, а эффект нулевой, плана развития нет вообще.
– Министр пообещал ликвидировать и “Уголь Украины”..
– Да всех можно ликвидировать! Что дальше? Может, попробовать навести порядок? Министерство должно регулировать рынок угля. Не верю, что частный бизнес будет заниматься прогнозированием, сколько и какого нужно угля. Вот сейчас у нас образовался профицит газовой группы углей. Их “Селидовуголь” и “Львовуголь” поставляют на Углегорскую ТЭС. А Трипольскую и Змиевскую ТЭС обеспечивали антрацитом шахты, которые в настоящее время находятся в зоне АТО. По понятным причинам его нынче очень не хватает. В связи с этим звучат предложения перевести блоки данных электростанций на газовые угли. Но это явная профанация. Разработка проектов, переоборудование, ввод в эксплуатацию займут два-три года. Плюс колоссальные затраты. А до следующего отопительного сезона семь месяцев.
– Все помнят, как осенью электростанции и котельные лихорадило из-за отсутствия запасов угля. Насколько министерство адекватно вышло из ситуации?
– В июле-августе прошлого года начались вообще необъяснимые процессы. Мы вступили в отопительный сезон, не имея достаточного количества твердого топлива.
За этот сегмент отвечал заместитель министра Юрий Зюков, в функциональных обязанностях которого четко записано: контроль баланса и прогноз количества угля и угольной продукции на складах. Надо расследовать эту историю. И если будут выявлены доказательства виновности Зюкова, о котором все удивительным образом “забыли”, наказать его. Недавно пришел новый замминистра, посмотрим, какие решения он предложит.
– Не могу не спросить о скандале с закупкой угля из Южной Африки. Насколько этот шаг был оправдан?
– Что касается цены южноафриканского угля, то она однозначно завышена. Кто и на каком этапе заложил коррупционную составляющую, вопрос к правоохранительным органам. А якобы низкое качество – чистая ложь. Южноафриканский уголь вполне годился для сжигания в наших котлах. Я разговаривал с техниками электростанций, они подтвердили, что он соответствует всем параметрам.
Но сказать, что импортные закупки являются панацеей, нельзя. Если бы была поставка 3-4 млн. т, может, это спасло ситуацию. Но когда прибывает “по чайной ложке”, электростанции начинает лихорадить.
– Что думаете по поводу приобретения угля в Польше?
– Качество их “черного золота” однозначно хуже. Впрочем, уголь можно покупать в Польше, России, Южной Африке.. да где угодно, лишь бы наша экономика слаженно работала. Но! При нынешнем курсе доллара импортировать уголь невыгодно. Рост его цены – это повышение тарифов на электроэнергию, отопление и т. д. Хотя куда уж..
– Что можете сказать по поводу протестов шахтеров Западной Украины?
– Львовский бассейн очень сложный. Насколько знаю, руководить угольной отраслью региона три раза назначали одного и того же человека. Он приезжал, коллектив его не принимал, министр писал отказ. Через определенное время его снова назначали вместо того, чтобы подобрать эффективного менеджера.
Бывали ли там министр и его замы? Никто ведь не отменял живую беседу с людьми, которые имеют право видеть первых руководителей. Да, может, министру не нравится слышать нелицеприятные вещи о себе, но коль пришел на эту должность, как говорится, будь добр.
– Давайте перейдем к вопросу покупки угля, добываемого на оккупированных территориях.
– Существует приказ Антитеррористического центра при СБУ №27 от 22.01.15 г. Я не знаю, кто именно разрабатывал эту формулу, но по какому-то стечению обстоятельств на территорию Украины уголь могут завозить лишь три предприятия: “Луганскуголь”, ДТЭК “Метинвест” и шахта им. Киселева, которая на сегодняшний день поставила уже 52 тыс. т угля на “Центрэнерго”. Однако сюрреализм в том, что последние годы она работала только на водоотлив, потому что не ведет добычу: распоряжением Кабмина №912-р от 28.09.11 г. шахта ликвидирована. А постановлением Кабмина №987 от 19.09.12 г. ее внесли в перечень объектов, подлежащих приватизации. Сегодня в штате шахты два человека, место регистрации – Киев, эту информацию можно прочесть на официальном сайте министерства. Разве там не в курсе, что эта шахта не является угледобывающей? Вообще, у меня ощущение, что Минэнергоугля вернулось к схемам Семьи. Это тема для прокуратуры и СБУ. Не исключаю, что нам снова постфактум скажут: мол, извините, прозевали, не знали.
– Но была информация, что поставки угля блокируют террористы. А на предприятия Ахметова, похоже, это не распространяется?
– Ранее государственные шахты аргументировали, что не могут вывезти уголь, потому что на железнодорожных путях много повреждений, вызванных взрывами. В то же время ДТЭК везла и везет продукцию беспрепятственно. Шахта им. Киселева тоже. Железная дорога – это государственная структура. Почему одним созданы “особые” условия, другим – нет? Хотелось бы услышать внятные объяснения.
– Угольная отрасль считается убыточной. Нужно ли Украине такое количество шахт?
– Первое, что делает команда, которая приходит в министерство, – выбивает дотации, которые потом “распиливает”. Традиция у нас такая – дерибанить бюджет.
В 2000 г. субвенция на себестоимость была около 1,4 млрд. грн. За прошлый год – 13,6 млрд. В 2009 г., перед приходом Януковича, дотация на 1 т угля составляла 121 грн., спустя пять лет – 554 грн. Разница за такой короткий период колоссальная. Просто у кого-то возникло желание заработать.
Очень много средств затрачено на экономически невыгодные лизинговые программы, чего государство вообще не должно было допустить. Убытки на протяжении многих лет принесла и продажа угля в виде “рядовки” (несортированных по размерам кусков), а не готовой продукции.
Еще на балансе министерства 1369 социальных объектов: на территории Львовско-Волынского бассейна – 23, в Донецко-Луганском – 1346. На их содержание расходуется 250 миллионов грн. в год, да еще убыток составляет 199 миллионов. Жесткий прагматизм подсказывает, что от этих структур нужно освободиться. Я перечислил те затраты, которых можно избежать.
– И все-таки, какова судьба убыточных шахт?
– Могу привести пример. 400 человек на торезской шахте им. Лутугина добывали порядка 100 т угля в сутки. Но если ее закрыли бы, большое количество людей осталось без средств к существованию. Искали пути выхода из ситуации, поменяли три директора. В результате сегодня шахта дает 1500-2000 т угля. То есть, если серьезно заниматься подбором кадров, предприятие будет успешно работать. Должна быть персональная ответственность. Пока управление предприятием будет идти по типу “поработали – заработали – разбежались”, результата не будет. Сколько действительно хороших шахт уничтожено из-за такого легкомысленного подхода! А на их месте потом возникли так называемые “копанки”.
– У вас есть свой план реформ? Что конкретно предлагаете?
– Первое. Нужно четко определить перечень предприятий, которые будут работать без дотаций. Совместно с Минэкономики, Минфином, фискальными службами выработать принципы их льготного налогообложения.
Следующее. Вдумайтесь, с шахт, которым государство дает дотации, одновременно взимается налог на прибыль. Не могу понять резона. А НДС кому нужен? О том, что это коррупционная составляющая, знают даже школьники.
Затем составить список шахт, которые не могут работать. Следует закрыть их или перевести на сухую консервацию. Восстановить потом будет проще, чем содержать. Все надо делать планомерно. Великобритания закрыла шахты, но сегодня снова занимается их развитием. В Германии, Польше, Китае, Вьетнаме угольная отрасль на приоритетных позициях. А у нас в 90-х годах закрыли шахты с большим запасом угля, которые потом разграбили, а недешевое оборудование растащили на металлолом.
Второе – это вопросы качества угля. Я работал коммерческим директором ГП “Торезантрацит”, куда пришел, имея опыт работы на обогатительной фабрике. На завышении зольности, а за последние 7-8 лет она увеличилась на 5%, делают весьма неплохие деньги. Суммы исчисляются миллиардами. Мое предложение такое: управления по контролю качества угля нужно напрямую подчинить министерству. Сейчас они в структуре объединений, то есть, в полной зависимости от генерального директора.
Третье. Специалисты давно говорят о том, что необходимо укрупнить предприятия угольной промышленности. Раньше в объединениях было, как правило, свыше десяти шахт, и один генеральный директор успевал ими руководить. Сейчас же у нас в каждом городе есть гендиректор, у которого в подчинении максимум 2-3 шахты. В стране необходимо создать два объединения с направлениями энергетики и кокса – “Западуголь” и “Востокуголь”.
– Пытались ли донести до министра идею укрупнения предприятий?
– Решать такие вопросы нужно либо коллегиально, либо попросить совета у тех, кто ранее руководил министерством. Подобное практикует Нацбанк. Понимаю, что министр больше фигура политическая. Но у него должна быть команда специалистов экстра-класса. Все рассказы типа “мне мешают” – это несерьезно.
Прошло несколько месяцев, а никаких реформ и близко нет, хотя сейчас для этого самые благоприятные условия. Написаны сотни документов, заполнены толстые папки, которые пылятся на полках, даны десятки интервью. И все! Министерство обязано предоставить Кабмину и шахтерам программу реформирования отрасли. Горняки хотят знать, есть ли у них будущее. Особенно шахтеры на оккупированных территориях, где ситуация сложная: одни шахты работают не на полную мощность, другие разрушены, некоторые затоплены. Зарплату люди получают наличными не в полном объеме и не ту, которая была до войны. Одним словом, если мы сегодня потеряем угольную отрасль, которая является одной из основ энергобезопасности Украины, то завтра, возможно, потеряем все. Самое главное – дать ответ на вопрос, хотим мы, пусть даже планово, покупать уголь за границей или все-таки вспомним, что собственных запасов угля стране хватит на сотни лет. И наши шахтеры будут обеспечены работой еще очень и очень долго. (Ольга Скороход, Censor.net.ua/Металл Украины и мира)