Спад на мировом рынке стали, продолжающийся еще с августа прошлого года, не удалось остановить и в апреле. В апреле стоимость листового проката на основных региональных рынках понизилась на очередные $10-20/т, установив новые шестилетние минимумы. А в Китае котировки в первой половине апреля вообще упали до самого низкого уровня более чем за двенадцать лет. Несколько более благополучной выглядит обстановка в секторе сортового проката, где произошел рост в пределах $10-15/т. Однако основной его причиной специалисты называют подорожание металлолома.
Проблема заключается в том, что рынок по-прежнему находится под влиянием ряда неблагоприятных факторов, которые, с одной стороны, обуславливают избыточные объемы экспорта, а с другой, ограничивают спрос на стальную продукцию. Причем, эти факторы имеют долгосрочный, системный характер. Это означает, что стоимость проката останется относительно низкой и в обозримом будущем. Возможно, в мае будет достигнуто “дно”, но оттолкнуться от него у металлургов, скорее всего, не получится.
Прежде всего, практически не меняется обстановка в Китае. В марте много говорилось о намерении правительства страны положить конец бесконтрольному наращиванию производства стали посредством введения более жестких экологических нормативов и закрытия предприятий, которые в них не вписывались. Сообщалось даже о временной приостановке работы некоторых предприятий, в частности, в провинции Хэбэй, где (включая города Таншань и Пекин) сосредоточено более четверти металлургических мощностей страны.
Однако, как выяснилось, пар снова ушел в свисток. По данным World Steel Association (WSA), к которым, правда, нужно относиться осторожно, учитывая “национальные особенности” китайской статистики, в первом квартале в стране было выплавлено 200 млн. т стали, что всего на 1,3% меньше, чем в тот же период предыдущего года. Потребление же, по данным металлургической ассоциации CISA, сократилось на “рекордные” 6%. И это не удивительно, учитывая уменьшение объемов китайского товарного экспорта, продолжающийся кризис на местном рынке недвижимости и снижение капиталовложений в промышленность и строительство. Весеннего подъема деловой активности, на который, очевидно, рассчитывали металлурги, по большому счету, не произошло.
В результате китайские компании по-прежнему активно продвигают излишки продукции за рубеж. В первом квартале на экспорт было отправлено 25,8 млн. т стальной продукции, т. е. свыше 100 млн. т в годовом эквиваленте. Это на 40,7% больше, чем в январе-марте 2014 г. Правда, пик внешних поставок пришелся на четвертый квартал прошлого года (более 28,4 млн. т), но объемы продаж все еще высокие, а основным конкурентным преимуществом китайских компаний остается низкая цена.
В этом отношении удешевлению китайского проката способствовало падение котировок на железную руду в первой половине апреля. Стоимость австралийского сырья с 62% железа впервые с 2005 г. опустилась ниже $50/т, CFR Китай. Под влиянием этого фактора произошел провал на китайском внутреннем рынке, а экспортеры были вынуждены пойти на новые уступки. Однако когда в середине апреля руда снова пошла вверх, приблизившись к концу месяца к $60/т, китайским металлургам не удалось добиться возвращения котировок на прокат на прежний уровень.
Слабость позиций китайских металлургов, безусловно, вызвана избытком предложения стальной продукции. Основные покупатели в странах АСЕАН, Латинской Америки, Ближнего Востока не испытывают недостатка в прокате и зачастую не израсходовали созданные ранее запасы. Сроки выполнения заказов, как правило, невелики, так что ни у кого нет необходимости в срочных закупках.
Кроме того, агрессивную ценовую политику продолжают в последние месяцы японские производители листового проката, которых также выталкивает за рубеж ограниченный спрос на внутреннем рынке. При этом, низкий курс иены по отношению к доллару облегчает им проведение экспортных операций и повышает их конкурентоспособность.
Судя по всему, нынешние цены на китайскую стальную продукцию уже близки к естественному пределу – уровню себестоимости для основной массы производителей. Подорожание железной руды во второй половине апреля, причем, по причине, напрямую не связанной с Китаем (о пересмотре своей инвестиционной программы в сторону сокращения заявила компания BHP Billiton, третий по величине экспортер ЖРС), ведет к увеличению затрат металлургов. К тому же, курс китайского юаня стабилен по отношению к “сильному” доллару. В то же время, китайские компании, как правило, нуждаются в постоянном притоке наличных средств для пополнения оборотного капитала и возврата кредитов. Поэтому они будут готовы продолжать поставки даже себе в убыток в условиях низких цен.
Конкуренция между китайскими и японскими компаниями приводит к постоянному уменьшению котировок в Азии и в регионе Персидского залива. В Турции и других странах Средиземноморья стоимость листового проката идет вниз вследствие избыточного предложения турецкой, украинской и российской продукции. Несмотря на то, что экспортные котировки российских компаний в апреле вследствие укрепления рубля были на $70-120/т ниже, чем на отечественном рынке, металлурги продолжают форсировать внешние поставки из-за недостаточного спроса внутри страны.
В марте объем российского экспорта непокрытого листового проката оказался максимальным за последние два года. Но при отсутствии заметного роста потребления этой продукции в странах Европы и Ближнего Востока, на долю которых приходится порядка 75% внешних поставок, металлургам пришлось стимулировать апрельские продажи только за счет дальнейшего снижения котировок. Аналогичную политику пришлось проводить также турецким и украинским поставщикам этой продукции. Прогноз на май выглядит снова не очень оптимистичным: в лучшем случае, стабилизация, но не рост.
На фоне всех этих проблем более благополучной выглядит ситуация на рынке сортового проката. Однако здесь основную роль все же сыграло подорожание сырья. Падение цен на металлолом на 20-25% в конце января – начале февраля привело к сокращению сборов, в результате объем предложения теперь ограничен. Однако несмотря на это средняя стоимость лома в Турции и странах Восточной Азии прибавила за месяц не более $10-15/т. Металлурги не принимают более существенного подорожания, так как не могут перенести рост затрат на стоимость готовой продукции.
В апреле резко обострилась обстановка в Йемене, где Саудовская Аравия при поддержке ряда других стран начала бомбежки городов, контролируемых повстанцами, получающими поддержку из Ирана. Поставки проката в эту страну тут же прекратились, а ведь в прошлом году Йемен был пятым по величине импортером турецкой арматуры, закупив ее свыше 700 тыс. т. В ОАЭ усиливается конкуренция между поставщиками, а лидер местной металлургической отрасли компания Emirates Steel Industries обратилась к правительству с просьбой о введении защитных мер.
К ним, кстати, прибегли власти Египта, где со 2 мая сроком на три года установлена импортная пошлина на арматуру в 8%. Зато Египет сейчас является крупнейшим импортером заготовки из СНГ. Именно повышенный спрос с его стороны внес основной вклад в подъем котировок на эту продукцию, в среднем, на $10-15/т в течение месяца. Турецкие же производители арматуры к концу апреля только продекларировали подорожание своей продукции до $450/т, FOB и выше по сравнению с около $435-440/т в течение предшествующих двух месяцев. Похожая ситуация создалась и в Европе, где рост цен на сортовой прокат был полностью съеден увеличением расходов металлургов на сырье. Строительная отрасль в Евросоюзе наращивает обороты лишь в отдельных странах, куда стремятся все поставщики, включая экспортеров из Украины, Беларуси и Приднестровья. Это и сдерживает котировки на стальную продукцию.
Судя по всему, негативные факторы, воздействовавшие на мировой рынок стали в апреле, никуда не исчезнут и в мае. Если железная руда и металлолом сохранят нынешние позиции, на что есть немалые шансы, котировки на прокат вполне могут остановить снижение, но предпосылок для их подъема по-прежнему нет. Для этого необходимо оживление спроса – в первую очередь, в Китае. (Металлоснабжение и сбыт/Металл Украины и мира)