Квартальное падение экспорта металлопродукции на 24,5% сигнализирует об отчаянном положении, в котором находится стратегически важная отрасль украинской экономики. Снижение валютных поступлений на 37% создает предпосылки для дальнейшей девальвации гривны и росту цен. Тем временем правительство Арсения Яценюка делает вид, что ничего ужасного не происходит.
Хотя статистические данные свидетельствуют об обратном. За январь-март продажи металлопродукции по внешнеторговым контрактам снизились на 24,5% к аналогичному периоду 2014 г. – до 4,9 млн. т. При этом горно-металлургический комплекс Украины имеет ярко выраженную экспортную ориентацию: доля зарубежных покупателей составляет 70-90% в зависимости от товарной позиции. Таким образом, до 25% всей валюты в страну до недавнего времени заходило именно благодаря работе предприятий ГМК. Отсюда понятно, что снижение выручки на 37% до $2,914 млрд. никак не добавляет устойчивости для курса гривны.
Отчасти провальные итоги I квартала связаны с объективными факторами. Избыток сталеплавильных мощностей во всех регионах мира, особенно в Азиатско-Тихоокеанском, а также стагнация в мировой экономике – главные причины, из-за которых за обозреваемый период экспортные цены украинских производителей просели в среднем на $40/т на условиях FOB Черное море. В том числе чугун подешевел с $320 до $280/т, квадратная заготовка – с $396 до $377/т, слябы – с $386 до $365/т, катанка – с $456 до $436/т, арматура – с $444 до $438/т, проволока – с $671 до $630/т, профильный прокат – с $470 до $449/т, холоднокатаный лист – с $542 до $508/т, горячекатаный лист – с $474 до $445/т.
Очевидно, что в таких условиях поддержать ГМК на плаву могут и должны протекционистские меры со стороны правительства, как это и делается в других странах. Тем более что необходимый антикризисный опыт уже наработан в ноябре 2008 г., когда Кабинет министров Украины во главе с Юлией Тимошенко подписал меморандум о взаимопонимании с горно-металлургическими предприятиями. Документ предусматривал взаимную ответственность сторон, включая обязательство временно заморозить тарифы госмонополий для металлургов и горняков.
Благодаря такой непрямой господдержке ГМК Украины, правительству удалось решить ряд важнейших задач: не допустить остановки предприятий, роста безработицы и связанного с этим социального напряжения, а также сохранить стабильность поступления платежей в госбюджет. Теперь же по непонятным причинам Кабмин А. Яценюка взялся действовать от обратного. Например, только тарифы на перевозку грузов для горняков и металлургов за последнее время неоднократно поднимались государственной администрацией железнодорожного транспорта “Укрзализныця” – на 12,6%, затем сразу на 30%. А сейчас железнодорожники инициируют очередное подорожание грузоперевозок – еще на 25%.
Кроме того, в то время как в условиях падения мировых цен на железную руду со $135 до $47/т правительство Австралии переносит уплату минерального роялти горнодобывающими компаниями, а власти Китая с 1 мая идут на 40% снижение налога, украинский Кабмин во главе с А. Яценюком снова принимает решения вопреки логике. За последний год КМУ четыре (!) раза повышал плату за недропользование для железорудной промышленности. В результате рента выросла в 3,5-4 раза в долларовом эквиваленте и в 7 раз – в гривневом. Таким образом, украинские металлурги, в отличие от зарубежных коллег, лишаются преимуществ, связанных с падением мировых цен на железорудное сырье. В данном случае оно компенсируется лавинообразным ростом налоговой нагрузки.
Остается добавить, что в первую очередь от такого подхода нынешнего правительства А. Яценюка выигрывают только российские металлурги, которые в силу географического положения являются прямыми конкурентами украинских производителей. Все это никак не стыкуется с патриотическими лозунгами, которые провозглашают премьер-министр и его команда. Поскольку угробить национальную промышленность – в чем здесь патриотизм? На это нацелены и веденные правительством ограничения на перемещения промышленных грузов в зоне АТО. И если ранее доставка продукции с Авдеевского коксохимзавода на Мариупольский меткомбинат им. Ильича занимала 18 ч, то сейчас на это уходит 4-5 дней за счет использования обходных и альтернативных маршрутов, как отмечал ранее генеральный директор ММКИ Юрий Зинченко. А это и дополнительные расходы ГСМ, и сроки выполнения заказов металлургами.
Совершенно очевидно, что и в данном случае от правительства требуются решения, которые будут содействовать снятию барьеров, возникших в хозяйственных связях между предприятиями отрасли, расположенными в зоне военного конфликта. Кроме того, подрывает работу ГМК Украины и невозврат НДС. Задолженность со стороны Министерства финансов перед отраслевым лидером, группой “Метинвест”, достигла 3,5 млрд. грн., по данным на середину апреля. В такой ситуации метзаводы и комбинаты группы вынуждены переходить на экспорт низкомаржинальной продукции, например, чугуна. Такая продукция имеет более высокую оборачиваемость денежных средств, чем металлопрокат, пояснял ранее генеральный директор “Метинвеста” Юрий Рыженков. А это тоже одна из причин снижения валютной выручки всего украинского ГМК.
Глава Федерации металлургов Украины Сергей Беленький в комментарии МинПрому отметил, что хроническая неразвитость внутреннего рынка металлопотребления и крайне неблагоприятная конъюнктура на внешних рынках сбыта продукции ГМК поставили отрасль на грань выживания. “Постоянный рост себестоимости продукции украинских горнодобывающих и металлургических предприятий на фоне нарастающего давления на рынок со стороны китайских металлургов и крупнейших производителей ЖРС из Австралии и Бразилии привели к системному и, похоже, затяжному кризису, с которым отечественный ГМК не сталкивался с конца 1990-х годов”, – подчеркнул он. Именно тогда государство адекватно отреагировало на объективные проблемы отрасли, и был принят закон “Об экономическом эксперименте в ГМК”, позволивший сохранить Украину в числе ведущих стран с развитой металлургией, а вместе с тем и сотни тысяч рабочих мест, без учета смежных отраслей, напомнил глава ФМУ. По его словам, с тех пор многое изменилось: старые металлургические предприятия, возраст отдельных из которых превышает 100 лет, были приватизированы. На многих из них были внедрены инвестиционные программы комплексной модернизации и оптимизации бизнес-процессов. В результате удалось существенно снизить себестоимость продукции, повысить энергоэффективность и экологичность.
“При этом вопрос конкуренции с абсолютно новыми производствами, построенными на основе самых современных технологий, с каждым годом обострялся. И если для горнодобывающих предприятий многомиллиардные инвестиции смогли обеспечить выход на среднемировой технологический уровень, то в металлургии этого достичь было попросту невозможно. Объективно проще построить новый завод, чем полностью модернизировать доставшееся нам советское наследие. Поэтому сейчас отечественный ГМК крайне зависим, в том числе и от разумной государственной отраслевой политики, чего, к сожалению, не наблюдается”, – подчеркнул С. Беленький.
Начальник аналитического департамента ГП “Укрпромвнешэкспертиза” Павел Перконос считает, что есть два сценария дальнейшего развития ситуации в ГМК. В случае дальнейшего простоя Алчевского меткомбината и перебоев в работе других предприятий в зоне АТО, включая Енакиевский метзавод, можно прогнозировать дальнейшее сокращение украинской металлопродукции, до 16 млн. т в целом за 2015 г., что на 22% меньше, чем в 2014г. “При этом в наибольшей степени сокращение затронет экспорт украинской металлопродукции в СНГ – он уменьшится с 2,8 до 1 млн. т”, – уточнил эксперт. По его словам, второй сценарий основан на предположении, что АМК во II полугодии все же приступит к работе, а в зоне АТО удастся стабилизировать ситуацию, что положительно скажется на работе ЕМЗ и коксохимов. “Это позволит увеличить загрузку мощностей на Мариупольском комбинате им. Ильича и на «Запорожстали». В таком случае экспорт по итогам года может достичь 18 млн. т”, – спрогнозировал представитель ГП “Укрпромвнешэкспертиза”. (Игорь Воронцов, МинПром/Металл Украины и мира)