В апреле украинские рудари оказались на точке безубыточности в связи с падением цен на железную руду, а также на фоне повышения рентных платежей и ж/д тарифов. О структуре себестоимости отечественного сырья при доставке в Китай рассказал в интервью бизнес-порталу UAprom коммерческий директор Южного ГОКа Дмитрий Шевчик.
– При сегодняшних ценах на железную руду около $50/т ЮГОК все еще приносит прибыль или уже убыточен?
– Сегодня прибыльность предприятия составляет $1-2 с 1 т руды, не более. Поэтому все отраслевики говорят, что любое увеличение расходов, будь-то повышение ж/д тарифов, либо увеличение налога на недра, негативно скажется на себестоимости продукции. Однозначно, это может вывести предприятие за грань прибыльности и привести к убыткам.
– Профильные ассоциации утверждают, что себестоимость украинской желруды в морпортах Китая составляет $52/т. Значит, у ЮГОКа она ниже?
– Необходимо различать виды себестоимости. Есть полная себестоимость, в которую включаются сбытовые издержки в зависимости от условий поставки в контракте. Если доставка осуществляется на условиях CIF в морпортах Китая, тогда в эту себестоимость включаются все сбытовые расходы, в том числе затраты на доставку.
А есть производственная себестоимость, на “выходе” с ГОКа. Она более показательна, поскольку транспортная составляющая может изменяться.
– Какова производственная себестоимость у ЮГОКа? Ассоциации говорят о $26/т..
– Это средняя цифра по отрасли, у каждого горно-обогатительного комбината в Украине она колеблется в пределах $22-30. По ЮГОКу на сегодня это $22-24/т. Важной составляющей в этой цифре является рента за надра, которая уже превышает $2/т.
– Возвращаясь к сбыту, ЮГОК уже оценил потери от повышения ж/д тарифов на 30% в текущем году, а также потенциальные потери от очередного 25%-ного роста?
– Это отдельная дискуссия, поскольку подорожание тарифов оказалось существенным. Данный фактор не менее, чем налог на недра, кардинальным образом влияет на нашу полную себестоимость. Дело в том, что ЮГОК отгружает продукцию по различным направлениям, в разные морпорты Одессы, и везде затраты на транспортную составляющую немного отличаются. Но, конечно же, рост тарифов влияет очень существенно. Стоимость доставки 1 т руды из Криворожья до черноморских портов по железной дороге составляет $5-6/т. Еще такую же сумму необходимо потратить на портовые расходы (хранение и перевалка). Поэтому, если ж/д тариф увеличится еще на четверть, то затраты ЮГОКа возрастут до $7-7,5/т. Критически важно не допустить этого, ведь сегодняшняя производственная себестоимость на комбинате составляет $22-24, а логистическая составляющая с учетом доставки в Китай колеблется в районе $25-27. Вот и получается, что мы балансируем на точке безубыточности.
– Почему для ЮГОКа так важен внешний рынок? Из-за сокращения спроса на внутреннем?
– Южный ГОК в настоящее время от 80% до 90% железорудного концентрата поставляет на экспорт, то есть мы являемся полноценным экспортером. Мы генерируем валютную выручку в страну, улучшаем платежное сальдо.
Производственные планы на 2015 г. предусматривают выпуск 11,2 млн. т железорудного концентрата, то есть порядка 9,5 млн. т ЮГОК реализует на внешних рынках. Предприятие также выпускает продукцию второго передела – агломерат, и как раз его продает на украинском рынке. При этом из всего экспорта Южного ГОКа от 80% до 90% приходится на Китай, потому как европейский рынок до сих пор полностью не восстановился от кризиса 2008 г. Поэтому наша прибыльность или убыточность во многом зависит от котировок в морпортах КНР, а на сегодня “Большая тройка” готова давать на этом рынке цену в $35/т с доставкой, поскольку у них себестоимость с транспортными расходами уже около $30. То есть в убытке они не будут. Поэтому, когда в Китае цены на железную руду составляют $47-50 и могут упасть еще ниже, как прогнозируют авторитетные мировые аналитические агентства, то украинская горнорудная отрасль будет полностью убыточной. Нам без поддержки государства не обойтись. На ГОКах одного только Криворожья работает около 40 тыс. человек, которым мы не только платим зарплату, но еще и повышаем ее.
– Что делать украинским ГОКам, если цена в портах Китая упадет ниже $40, как это ожидается различными мировыми инвестбанками?
– Такова тактика “Большой тройки” по вытеснению с рынка совсем слабых компаний, производителей с еще более бедной рудой, чем в Украине, соответственно, с более высокими затратами. По моему мнению, не в интересах ведущих мировых компаний постоянно снижать цены на сырье, ведь при более высоких котировках их заработки были в разы выше. Более того, по большому счету, украинские ГОКи не являются главными конкурентами Rio Tinto, BHP Billiton и Vale. Доля отечественных рударей в общем импорте Китая составляет всего 3%. Надеемся, что такое глобальное снижение цен носит временный характер. (Андрей Писаревский, Uaprom.info/Металл Украины и мира)