Даже если бы не началась война, задействованная с 2011 г. схема поставок угля из Донбасса привела бы к упадку Львовско-Волынского угольного бассейна после приватизации “Западэнерго” компанией ДТЭК.
Лишь с недавнего времени весь добытый из шахт этого бассейна уголь начали отгружать на ближайшие Бурштынскую и Добротворскую тепловые электростанции.
Львовско-Волынский бассейн не был сильным игроком на угольном рынке Украины. Добыча в последние годы составляла только 2% от всеукраинской. Но за короткое время добычу из этого бассейна можно увеличить вдвое. И это почти полностью удовлетворит потребности ТЭС Западного региона. Но захочет ли ДТЭК быть потребителем угля Львовско-Волынского бассейна? И станет ли государство развивать добычу угля в этом бассейне?
В 1980 г. во Львовско-Волынском бассейне работало 23 шахты с максимальной годовой добычей угля 15,5 млн. т. На сегодняшний день осталось всего 13 шахт – девять на Львовщине и четыре на Волыни. В прошлом году из них добыли только около 2 млн. т угля газовой группы. Это приблизительно 2% от общей угледобычи государства.
В 2014 г. крупнейшее предприятие Западного региона по добыче угля – государственный “Львовуголь” – получило около 800 млн. грн. государственных дотаций. Все средства, по информации предприятия, использованы на выплату зарплаты шахтерам и оплату электроэнергии. В производство, капитальное строительство или модернизацию “Львовугля” инвестировать было нечего. По крайней мере, так уверяет его руководство.
На шахтах Львовско-Волынского бассейна из-за отсутствия соответствующих средств используется устаревшее технологическое оборудование. Это повышает себестоимость угля и ограничивает возможности по наращиванию его добычи. Кроме того, ведется вынужденная работа по угледобыче на маломощных пластах (50-60 см), что приводит к увеличению зольности добытого сырья.
У Львовско-Волынского бассейна существуют также проблемы с рынком сбыта, несмотря на сравнительно небольшое количество добытого угля. Кстати, при проектировании бассейна предполагалось, что основными потребителями угля будут Бурштынская и Добротворская ТЭС, расположенные рядом – во Львовской и Ивано-Франковской областях. Эти электростанции в то время входили в состав ОАО “Западэнерго”.
В 2011 г. “Западэнерго” в результате приватизации перешло в состав компании ДТЭК, принадлежащей Ринату Ахметову, как и большинство приватизированных шахт в Донецкой и Луганской областях. Но почему-то добыча угля шахтами Львовско-Волынского бассейна не заинтересовала ДТЭК. Наоборот, со времени приватизации “Западэнерго” даже в Западный регион Украины из Донбасса ежегодно завозили 4-5 млн. т угля. Хотя затраты на транспортные перевозки при этом составляли 400-500 млн. грн. ежегодно.
Но самое главное – схема поставок угля из Донбасса является причиной упадка Львовско-Волынского бассейна. Только с недавнего времени весь добытый уголь бассейна начали отгружать на вышеупомянутые ТЭС.
Тормозит дальнейшее развитие бассейна и Центральная обогатительная фабрика “Червоноградская”. В 2000 г. ее изъяли из структуры Львовско-Волынского бассейна, что нарушило единый технологический цикл добычи, обогащения и поставок угля потребителям.
В 2008 г. на базе этой обогатительной фабрики было создано акционерное общество ОАО “Львовская угольная компания”. Его акционерами стали региональное отделение Фонда госимущества во Львовской области (37,6% акций) и ЗАО “Львовсистемэнерго” (62,4%).
В 2010 г. собственниками негосударственной доли в уставном капитале ОАО “Львовская угольная компания” стали три новых юридических лиц (все из Луганска):ООО “ИФОРАС” (23%), ООО “Грузо-транспортное управление” (22,7%), ООО “Горно-обогатительная фабрика “Индустрия” (16,7%). Пакет последней в 2012 г. было отчужден также луганскому ООО “АСП Трейд Групп”.
Поскольку контрольным пакетом акций (62,4%) бывшей Центральной обогатительной фабрики “Червоноградская”, а сейчас – ПАО “Львовская угольная компания” владеют негосударственные акционеры, то они и определяют экономическую, инновационно-инвестиционную, социальную политику и другие направления деятельности ПАО. По информации регионального отделения Фонда госимущества во Львовской области, недостаточная загрузка фабрики, неритмичная отгрузка угольного концентрата, несвоевременность расчетов потребителей услуг фабрики приводят к систематическому возникновению у предприятия задолженности по выплате зарплаты, к отключению электроэнергии за ее несвоевременную оплату. По этой причине работники обогатительной фабрики регулярно бастуют. Не для телекамер. Не под зданиями правительства Украины и администрации президента, как их очевидно мотивированные не только подобными обстоятельствами коллеги с Востока.
Но высокозольный уголь (40-45%), добытый на просторах Львовско-Волынского бассейна, без обогащения непригоден для ТЭС. В современных условиях и обстоятельствах, возможно, следует пересмотреть вопрос собственности единственной в Западном регионе обогатительной фабрики?
К тому же для этого могут быть основания: следователи Львовщины предметно заинтересовались акционерами обогатительной фабрики “Червоноградская” (нынешнего ПАО “Львовская угольная компания”), в частности служебными лицами ЗАО “Львовсистемэнерго” и регионального отделения Фонда госимущества во Львовской области. Правоохранители предполагают, что эти лица, очевидно, могли использовать неправдивые данные текущих жидких отходов углеобогащения рядового угля, отображенные в отчете об оценке имущества бывшей “Червоноградской” фабрики (до того времени – ОАО “Львовская угольная компания”). Отходы были отнесены к производственным запасам и включены в стоимость имущества, принадлежащего государству в уставном фонде ОАО “Львовская угольная компания”. Есть большие основания предполагать, что таким образом долю государства в уставном фонде обогатительной фабрики занизили на сумму приблизительно 312,93 млн. грн.
Есть ли перспективы увеличения угледобычи во Львовско-Волынском бассейне? Да, они есть с учетом того, что общие балансовые запасы угля этого бассейна составляют свыше 1,5 млрд. т. Промышленные запасы действующих шахт достигают почти 100 млн. т.
Увеличить добычу угля можно за счет технического переоснащения действующих шахт. Положительным примером этого является деятельность контролируемой коллективом шахты “Надежда”, руководство которой обеспечивает экономически стабильную работу без государственных дотаций.
Но более перспективным путем является строительство новых шахт. В Червоноградском геолого-промышленном районе разведаны два участка для строительства новых шахт – “Червоноградская” №3 и №4. Их балансовые запасы составляют 169,2 млн. т газового угля. Еще в 2008 г. было разработано технико-экономическое обоснование строительства шахты “Червоноградская” №3. На этом процесс остановился. Прогнозируемая сметная стоимость строительства – почти 6 млрд. грн. Ожидаемые результаты – введение в эксплуатацию шахты с годовым объемом добычи 1,2 млн. т, а со временем – увеличение добычи до 4 млн. т в год.
Вызывает удивление и строительство шахты “Нововолынская” №10, продолжающееся более 25 лет. И уже почти десять лет политические деятели заявляют, что она заработает в “ближайшие месяцы”. (Уважаемые, почему не говорите, в каком году?) Стоимость строительства из года в год увеличивается и уже достигает 500 млн. грн. Балансовые запасы шахты оценивают в 37 млн. т.
Что важно, во Львовско-Волынском бассейне обнаружены Любельское и Тягловское месторождения коксующегося угля (используется в металлургическом производстве). Их балансовые запасы составляют 1,1 млрд. т.
Вопрос о строительстве прииска на Любельском месторождении тоже поднят, но не реализован. В 2006 г. австралийское предприятие “Си-Си-Ай-Любеля” получило разрешение на пользование недрами на поле шахты “Любельская” №1-2. Планировалось ввести шахты в эксплуатацию в 2014 г. Но на сегодняшний день, по информации Львовской ОГА, эта фирма ведет работы только по проектированию и подготовке к строительству шахты. Проект полностью готов, поэтому можно начинать строительство шахты “Любельская” №1-2. Объем финансирования оценивается в $1,1 млрд. Проектная мощность шахты – 5,2 млн. т угля в год и 4,2 млн. т коксующегося концентрата. Переработка добытого угля в концентрат согласно проекту может осуществляться на обогатительной фабрике, которая будет построена в одной технологической цепочке с шахтой. Балансовые запасы Тягловского месторождения составляют около 300 млн. т. Разведано поле шахты Тягловская №1. По ней утверждены балансовые запасы – 102,4 млн. т. Также выявлен перспективный пласт V6 “Визейский” угля марки “Ж”, который может использоваться в энергетике и коксохимической промышленности. Пласт залегает на глубине 680-710 м. Его запасы – около 31 млн. т. Пласт V6 “Визейский” распространяется на полях шахт “Заречная”, “Визейская”, “Возрождение”, “Межиречанская”, “Червоноградская”. Раньше этот пласт во Львовско-Волынском бассейне не разрабатывался.
Как шаг к повышению эффективности работы шахт Львовско-Волынского бассейна, Министерство энергетики и угольной промышленности Украины разрабатывает план приватизации и закрытия государственных шахт. В перечень имущества на приватизацию включены обособленное подразделение шахтоуправления “Нововолынское” и обособленные подразделения ГП “Львовуголь”.
Могут быть выведены из эксплуатации как неперспективные несколько шахт бассейна, что может вызвать большой социальный взрыв в и так уже депрессивном регионе. Поэтому надо подготовить альтернативу для уволенных шахтеров.
Эксперты выражают опасение, что при проведении приватизации частными собственниками некоторых шахт станут лица, имеющие значительное влияние на угольном рынке и подозревающиеся в причастности к коррупционным схемам, связанным с бассейном Западного региона.
По утверждению специалистов, при соответствующем финансировании за короткое время добычу угля во Львовско-Волынском бассейне можно удвоить. Лучше выделить финансирование для этого добывающего региона, чем завозить уголь из отдаленных земель. Вопрос ребром: станет ли Львовско-Волынский бассейн мощным ресурсом угольной промышленности государства или же навсегда останется только потенциально мощным? (Зеркало недели/Металл Украины и мира)