За 2014 г. объемы экспорта товаров из Украины сократились почти на $10 млрд., услуг – еще на $3,6 млрд. И если аграрно-пищевые отрасли в целом выдержали испытание войной, то вчерашние локомотивы индустрии сдали назад кто на 20%, а кто и на 30%. Сейчас представители тяжелой индустрии все чаще собираются на совместные мозговые штурмы, чтобы придумать, как реанимировать экспорт и какую поддержку просить у государства.
В связи с постоянным ростом цен на энергоносители надо позаботиться об утеплении своего жилища. Для этого рекомендуем приобрести пенопласт для утепления на alkiv.ua . Он здесь куда дешевле, чем в гипермаркете, а качество такое же.
Согласно данным Госстата, за прошлый год Украина продала за рубеж товаров на $55,3 млрд. (это без учета оккупированных территорий), что на 15% меньше, чем было в 2013 г. Однако большинство “тяжелых” отраслей продемонстрировали еще худший спад, чем среднестатистический. Например, экспорт машин снизился на 30%, химической продукции – на 28%, минералов – на 18,6%. Чуть лучше ситуация с экспортом черных и цветных металлов – падение порядка 14%. Как следствие, почти на 28% сократился и экспорт транспортных услуг – возить-то нечего. По оценкам экспертов Немецкой консультативной группы, в прошлогоднем падении ВВП Украины именно потери на экспортных рынках сбыта сыграли ключевое значение.
Хотя если анализировать прошлогоднюю ситуацию через призму последнего десятилетия, то окажется, что в 2009 г, все обстояло гораздо хуже. Тогда экспорт обвалился против показателей предыдущего года сразу на 40% до $39,7 млрд. Но уже через три года промышленность наверстала и даже восполнила потери. Однако начиная с 2013 г. в экспортной динамике снова доминируют нисходящие тренды. За два года украинская экономика потеряла более 20% своего экспортного максимума, достигнутого в 2012 г. на уровне $68,6 млрд.
Разница между кризисом пятилетней давности и нынешним еще и в том, что тогда в основном посыпались наши западные рынки сбыта, сейчас – восточные. Те, кто ориентировался в продажах на Россию, – в глубоком нокдауне. В целом экспорт в РФ сократился на 35%, в том числе машин и оборудования – на 40%, металлов – на 30%, химпродукции – на 20%. Питать надежды на возвращение туда с прежними объемами поставок напрасно. Но, возможно, не стоит за этим и гоняться. Как отмечают эксперты “Укрпромвнешэкспертизы”, рядом с Украиной находится рынок, который в 10 раз больше Таможенного союза. Но в общем импорте ЕС сейчас приходится на украинскую продукцию только 0,3%. По данным УПЭ, в 2012 г, общая емкость рынка стран, входящих в Таможенный союз, составляла $407 млрд., а рынка стран Евросоюза – $5739 млрд. Причем около 40% этой емкости заполнялась за счет продуктов, произведенных вне пределов ЕС.
В 2014 г. экспорт металлопродукции в страны СНГ уменьшился на 29%, с 4,7 млн. т до 3,4 млн. т, в том числе в Россию – на 27%, с 3,4 млн. т до 2,5 млн. т. Соответственно, доля СНГ в географической структуре экспортных поставок уменьшилась с 18% до 14%, а непосредственно России – с 13% до 10%. И дальнейшее снижение этой доли неизбежно. Ранее о постепенном уходе с российского рынка сообщила группа “Интерпайп”. В апреле с подобным заявлением выступил и комбинат «ArcelorMittal Кривой Рог».
На апрельской пресс-конференции генеральный директор АМКР Парамжит Калон рассказал, что с декабря 2014 г. российский рынок для предприятия практически закрыт. “В третьем квартале наши поставки в РФ были на уровне 55-60 тыс. т в месяц, потом они снизились до 35-40 тыс. т и сейчас мы практически не реализуем”, – уточнил руководитель комбината. Но это не помешало АМКР в первом квартале увеличить выплавку чугуна и стали примерно на 7% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. Частично это произошло благодаря переходу к криворожскому комбинату внутренних заказов (за счет перераспределения работ, ранее выполняемых метпредприятиями, не работающими из-за войны на Востоке), частично – за счет поиска новых рынков сбыта. По словам Парамжита Калона, в 2015 г. АМКР намерен выйти на рынки Саудовской Аравии и США, снизить себестоимость выплавки проката на $60-65/т. На его взгляд, сейчас конкурентная борьба уже идет не столько за российский рынок, сколько против российских производителей на внешних рынках.
Менее оптимистичные прогнозы на 2015 г. у генерального директора группы “Метинвест” Юрия Рыженкова. Выступая недавно на Первом национальном форуме поддержки экспорта, он предположил, что в текущем году ожидается самый низкий показатель потребления проката за всю историю существования независимой индустриальной Украины (до 4,2 млн. т). А те конкурентные преимущества, которые отечественные сталевары могли бы иметь на внешних рынках, нивелируются не всегда обоснованными решениями украинских властей.
Как считает Юрий Рыженков, привилегии, о которых в отрасли говорили последние десять лет – цена на энергоносители, выгодная логистика – перестали быть конкурентными преимуществами украинской металлургии. “Привязка к доллару в составляющих себестоимости практически полностью уничтожает потенциал, который получили предприятия в 2014 г. из-за девальвации гривны”, – считает гендиректор “Метинвеста”. В качестве примера он привел цены на энергоносители. Цена на газ для промпотребителей в Украине не снизилась, несмотря на значительное удешевление нефти в мире. Тарифы на электроэнергию за последние 4 года удвоились, а тарифы на железнодорожные перевозки за год повышались уже два раза. И вдобавок ко всему прочему по себестоимости добычи руды Украина сейчас стала одной из самых дорогих стран в мире. “За последние полтора года рентные платежи на добычу железорудного сырья увеличились в 6-7 раз, – отметил Юрий Рыженков. – Всего за один год Украина резко потеряла свои позиции. Более высокая рента лишь в Китае, но там горнодобывающую промышленность серьезно поддерживает государство”.
По мнению Ю. Рыженкова, для того чтобы не потерять ГМК, в первую очередь необходимо развитие внутреннего рынка и изменения в регуляторной среде. Для развития внутреннего рынка необходимо приблизить украинские строительные стандарты к нормам ЕС и США, где сталь является предпочтительным материалом в данной отрасли, считает топ-менеджер. Еще один необходимый шаг для развития внутреннего рынка – госзаказ на строительство и модернизацию объектов инфраструктуры, а также социального жилья. “Не нужно искать каких-то специальных решений, как помочь экспорту. Все они лежат на поверхности. Нужно просто следовать давно известным принципам – прозрачная налоговая политика, нормальное функционирование инфраструктуры и диалог с бизнесом”, – отметил он.
Генеральный директор ГП “Укрпромвнешэкспертиза” Владимир Власюк видит самый большой шанс в Украине в том, чтобы потеснить на мировых рынках именно китайских производителей, особенно в Европе. По его мнению, в нашей стране уже есть ряд предпосылок для того, чтобы бросить перчатку Поднебесной. Например, стоимость доставки 40-футового контейнера из Китая в Польшу составляет $3250, а из Львова туда же – всего $325. Срок доставки – соответственно 2 дня и 2 месяца. Девальвация гривны дала Украине еще одно преимущество – в стоимости рабочей силы. Зарплата в промышленности Украины сейчас составляет в среднем $280, а в Китае – $550.
Владимир Власюк отмечает, что в свое время китайцы на рынке ЕС тоже начинали с малого. В 2001 г, они продали в этот регион товаров на $45 млрд., тогда как в 2014 г. – в 9 раз больше. Почти 50% в структуре нынешнего экспорта в Европу приходится на продукцию машиностроения – котлы, реакторы, бытовую технику. И в этой нише есть смысл потолкаться за место. Тем более что украинские машиностроители сейчас потеряли треть своих заказов в России. Для многих из них переориентация – это единственная возможность продолжить существование. Но без поддержки государства немногие ее осилят.
Поэтому эксперты УПЭ предлагают и комплекс мер, направленных на поддержку экспорта. Как один из вариантов – создание специальных индустриальных парков или промышленных зон, четко ориентированных на внешние рынки. Кроме того, важными элементами поддержки экспортоориентированных предприятий могли бы стать своевременное возмещение НДС (ставшее притчей во языцех); увеличение срока возврата валютной выручки с 90 до 180 дней; создание механизмов страхования экспорта (возможно через Государственное экспортно-кредитное учреждение); организация сети центров экспортного консалтинга для бизнеса и налаживание эффективной работы торговых представителей Украины за границей (возможно, на условиях государственно-частного партнерства). По словам Валерия Пятницкого, бывшего первого заместителя министра экономики, а сегодня советника премьер-министра, в Кабмине сейчас активно обсуждают идею создания в стране кредитно-экспортного агентства. “Мы изучаем опыт США, Швейцарии и ряда других стран, где развито это направление”, – отметил он на одном из недавних форумов по поддержке украинских экспортеров.
Инвестбанкир Иван Огилчин считает, что подобные агентства неплохо себя зарекомендовали в центральноевропейских странах, в частности, в период их адаптации к Евросоюзу. Например, в Польше был создан специальный экспортный портал, где польские производители и зарубежные заказчики могли найти друг друга. Кроме того, подобное агентство помогало мелким производителям объединяться в пулы, чтобы совместно формировать крупные экспортные партии товара. В Чехии власти пошли несколько иным путем. Они сделали ставку на максимальную интеграцию своей экономики с экономикой Германии, на плетение совместных производственных цепочек в автомобильной индустрии и машиностроении. И теперь более 80% чешского экспорта идет на германский рынок. С другой стороны, такой вариант, пожалуй, слишком рискованный. Ведь, по сути, он не сильно отличается от монозависимости украинской промышленности от российского потребителя. (Ярослав Ярош, МинПром/Металл Украины и мира)