Железнодорожные тарифы вновь могут стать предметом спора между ОАО «РЖД» и металлургами. На этот раз интересы грузоотправителей лоббирует Минпромторг, предлагая правительству отменить введенные ОАО «РЖД» с 2015 г. надбавки – 13,4% к экспортным железнодорожным тарифам на металлы. В министерстве считают, что надбавка негативно влияет на объем экспорта, но в ОАО «РЖД», напротив, констатируют рост по итогам первого квартала и готовы рассматривать изменение тарифов только отдельно по каждой компании.
В распоряжении “Ъ” оказалось письмо заместителя главы Минпромторга Сергея Цыба от 18 мая в аппарат правительства РФ об экспортных ценах для металлургов. В письме говорится, что 30 марта прошло совещание с участием ОАО «РЖД», объединения металлургов НП “Русская сталь” и “Русала” по стоимости перевозки черных и цветных металлов. По его итогам монополия согласилась предоставить скидку с железнодорожного экспортного тарифа только при гарантированном увеличении объемов перевозок в 2015 г., что, по мнению Сергея Цыба, в условиях ухудшения экономической ситуации заведомо неисполнимо.
ОАО «РЖД» ввело максимальную надбавку к тарифу на перевозку экспортных грузов в конце декабря 2014 г., с учетом общей индексации железнодорожных тарифов на 10% в 2015 г. их суммарный рост составил 23,4%. Только угольщикам удалось убедить ОАО РЖД повысить для них экспортный тариф на 1,4% (в дополнение к 10%). Металлурги пытались протестовать, консорциум “Русская сталь” обращался к главам профильных министерств и вице-премьеру Аркадию Дворковичу, но никаких решений принято не было.
Теперь Минпромторг снова поднял этот вопрос. В рамках ценового коридора ОАО РЖД (монополия может регулировать тарифы от -12,8% до +13,4%) скидка должна рассчитываться с нулевого, а не с максимально повышенного тарифа, подчеркивает замминистра. Он утверждает, что применение верхней границы тарифа для экспортных грузов уже негативно сказалось на отгрузках металлопродукции. В то же время, по данным ФТС, на которые ссылается Сергей Цыб, в январе-феврале экспорт черных металлов вырос на 7,4% (до 4,4 млн. т), хотя и снизился для грузов с высокой добавленной стоимостью, например для плоского проката.
Отмена надбавки, по мнению Минпромторга, улучшит ситуацию. В “Русской стали” затруднились оперативно оценить, какой объем отгрузки за год может обеспечить отмена надбавок, но отметили, что “только оценочный годовой негативный эффект” от них может составить не менее 600 тыс. т.
Источник “Ъ” на рынке поясняет, что еще в начале года правительство поставило металлургам условие: они могли просить отмену надбавки ОАО РЖД только после урегулирования спора с производителями автомобилей и вагонов из-за цен на металл, выросших в среднем на 35%. В конце марта глава Минпромторга Денис Мантуров рапортовал, что сторонам удалось договориться, но ряд машиностроителей это опровергали. 19 мая в Минпромторге подтвердили факт отправки письма в правительство, сославшись на прошедшее в начале марта совещание у первого вице-премьера Игоря Шувалова, который поручил создать условия для увеличения экспорта металлов.
Олег Петропавловский из БКС считает претензии металлургов обоснованными: при текущем курсе рубля, который за последние несколько месяцев существенно укрепился, и падении экспортных цен расходы компаний на транспортировку продукции стали “более чем ощутимыми”. Например, цена сляба с четвертого квартала 2014 г. упала с $440 до $320/т, тогда как транспортные расходы выросли более чем на 20%.
Но в ОАО «РЖД» по-прежнему не считают отмену надбавки обоснованной. Там пояснили, что в первом квартале экспорт черных металлов по железной дороге вырос на 6,5% до 8,7 млн. т. В такой ситуации, добавили в монополии, решение об изменении тарифа должно приниматься только в отношении конкретных компаний исходя из реальной экономической целесообразности. (Коммерсант.ru/Металл Украины и мира)