Несмотря на незначительное падение экспорта металлолома из Украины, отечественные металлурги продолжают работать в условиях серьезного дефицита данного вида сырья. Если проблема не будет решена, металлургов ждет рост себестоимости, потеря конкурентоспособности, сокращение и даже остановка производства.
В мае экспорт металлолома из Украины снизился по сравнению с предыдущим месяцем на 26,6% до 104 тыс. т. Несмотря на этот, казалось бы, позитивный факт, дефицит лома на внутреннем рынке снизился весьма незначительно. По информации агентства “Металл-Курьер”, в мае многие украинские производители испытывали нехватку стального лома. При этом складские запасы у меткомбинатов продолжали таять. В частности, на ДМК им. Дзержинского в конце мая они находились на критически низком уровне 0,6 тыс. т, а у Запорожстали – всего 0,5 тыс. т.
Широкие ворота для экспорта лома из Украины были открыты в прошлом году. По итогам прошлого года на внешние рынки (в основном в Турцию) было поставлено 875,6 тыс. т данного сырья, что в 3,4 раза больше, чем в 2013 г. При этом на украинские предприятия было отгружено 4,3 млн. т, а общий показатель обеспечения производителей металлоломом составил 81% от заявленной потребности. В нынешнем году экспортный поток лома еще более усилился. Только за пять месяцев зарубежным производителям было отгружено почти 510 тыс. т украинского лома.
“По итогам 5 месяцев 2014 г. поставки завезенного металлолома на украинские металлургические предприятия составили около 1,7 млн. т, что на 14% ниже заявленных потребностей, а общий показатель обеспечения украинских предприятий металлоломом составил 85% от заявленной потребности. При этом средний расход привозного лома на производство стали составил 127,9 кг/т жидкой стали, что является низким показателем”, – отмечает начальник отдела рынков черной металлургии “Держзовнишинформа” Александр Шейко.
Стоит отметить, что дефицит лома на украинском рынке наблюдается уже давно. В ГП “Укрпромвнешэкспертиза” еще несколько лет назад отмечали, что весь легкодоступный лом в стране практически собран, и на уменьшение его дефицита может повлиять только масштабная реализация страной крупных инфраструктурных проектов, в первую очередь в сфере ЖКХ и на железной дороге. Однако в условиях глубокого экономического кризиса реализация подобных проектов маловероятна, в то время как ломозаготовка в Украине продолжает сокращаться.
По информации “Укрпромвнешэкспертизы”, в прошлом году заготовка лома черных металлов в Украине снизилась до минимального значения за всю историю независимости, составив 5,3 млн. т, обновив антирекорд 2013 г. (5,7 млн. т). На текущий год УПЭ прогнозирует дальнейшее снижение объемов ломозаготовки до 5 млн. т. В то же время в утвержденном Министерством экономического развития и торговли балансе металлолома на текущий год предусматривается экспорт на уровне 1,25 млн. т, что является самым высоким показателем за последние 10 лет.
В условиях дефицита металлурги были вынуждены заменять лом более дорогим чугуном либо же импортируемым из России горячебрикетированным железом, однако оба варианта замещения приводят к росту себестоимости производства. Особенно тяжело приходится электрометаллургам, для которых лом является практически единственным сырьем для производства. В частности, днепропетровский завод “Интерпайп Сталь” из-за отсутствия металлолома в январе-апреле простаивал 22 суток.
По мнению главы Федерации металлургов Украины Сергея Беленького, дефицит лома грозит отечественной металлургии существенным ростом себестоимости, дальнейшей потерей конкурентоспособности по сравнению с российскими производителями (где различными способами государство ограничивает экспорт лома), временными или полными остановками отдельных предприятий. “К сожалению, указанные проблемы не беспокоят многочисленных желающих заработать на вывозе стратегического металлургического сырья из страны. Это относится как непосредственно к ломозаготовителям, так и к отдельным представителям органов власти, в том числе законодательной, открыто лоббирующих либерализацию экспорта лома. Особенно нелепо выглядят народные депутаты, которые подписывают соответствующие законопроекты, абсолютно не задумываясь о последствиях таких недальновидных действий”, – отмечает эксперт.
Ранее по инициативе ломозаготовителей в Верховной Раде появились два законопроекта, которыми предлагалось отменить обязательную государственную регистрацию контрактов на экспорт металлолома. А 5 июня ряд депутатов из фракций большинства внесли в парламент законопроект, которым предлагается ограничить экспорт металлолома на уровне 20% внутренних продаж. Однако будет ли такая мера эффективной, учитывая катастрофическое падение заготовки лома в стране? Причем право экспорта металлолома законодатели предлагают предоставлять тем субъектам внешнеэкономической деятельности, которые приобрели лот на аукционе.
В целом вопрос прозрачного распределения квот на экспорт лома на сегодняшний день является одним из основных. По мнению С. Беленького, экспортные объемы должны распределяться максимально прозрачно и желательно в автоматическом режиме в пределах утвержденного прогнозного баланса с возможностью ежеквартальной корректировки последнего на основе фактических данных о заготовке лома, его внутреннем потреблении и экспорте. “Основным критерием регистрации экспортных контрактов на поставку лома должны быть фактические поставки на внутренний рынок (кто больше поставляет на внутренний рынок, тот должен иметь возможность и больше экспортировать). Это не какая-то новелла, так рынок успешно работал более 10 последних лет. И не один нормальный ломозаготовитель не разорился”, – подчеркивает глава ФМУ.
В сегодняшних украинских реалиях при определении экспортеров лома зачастую используются теневые схемы, что способствует процветанию коррупции, необходимость борьбы с которой неоднократно декларировалась высшими должностными лицами страны. Как отмечает С. Беленький, законопослушные ломозаготовительные компании с положительной историей работы можно пересчитать по пальцам одной руки. “Имеют место случаи уклонения от налогообложения, контрабанды, перепродажи согласованных экспортных объемов и прочих элементов недобросовестной конкуренции. Участники рынка отмечают, что существует значительное количество ломозаготовительных предприятий, которые традиционно находятся под патронатом силовых структур”, – рассказал эксперт.
Стоит отметить, что украинские металлурги работают прозрачно, платят своим сотрудникам белые зарплаты и перечисляют в госбюджет весьма существенные налоговые платежи (в прошлом году – более 9 млрд. грн. в бюджеты всех уровней). Чего нельзя сказать о металлоломщиках, многие из которых традиционно работают в серой зоне, платят зарплаты в конвертах и активно используют схемы по уходу от налогообложения. Например, 99% экспорта лома из Украины осуществляется через зарегистрированные в Гонконге, а также на Маршалловых и Виргинских островах офшорки. Даже с учетом уплаты металлоломщиками экспортной пошлины в 10 евро/т доходы бюджета от стабильной работы меткомпаний на порядок выше. Кроме того, необходимо учитывать и несоизмеримо большее количество сотрудников, работающих на метзаводах, а также немалую социальную нагрузку в городах присутствия.
Конечно же, поставляя свою продукцию за рубеж, ломозаготовители заводят валюту в страну. Но простое сравнение показывает, что металлурги ее заводят в гораздо больших объемах. Например, сегодня экспортная цена на лом в украинских морских портах составляет $240-245/т, а слябы и квадратная заготовка (а это далеко не самые дорогие товары в линейке отечественных металлургов) продаются в среднем по $310 и $380/т соответственно. Стоит отметить, что выпускаемые периодически останавливающейся от нехватки лома “Интерпайп Сталью” трубы и колесная продукция стоят гораздо дороже.
Тезис о том, что государство получает большую выгоду от экспорта готовой продукции, чем от вывоза сырья, общеизвестен и не нуждается в доказательствах. Однако сегодня складывается парадоксальная ситуация, когда Украина обеспечивает сырьем турецких и молдавских металлургов, в то время как свои производители теряют средства из-за роста себестоимости либо вообще вынуждены простаивать. (Василий Январев, МинПром/Металл Украины и мира)