На днях отечественные энергетики получили команду сосредоточиться на закупках энергетического угля за рубежом. Таким образом, автор этой задачи – Кабмин хочет избежать дефицита энергоресурсов в будущем отопительном сезоне. Но вместо этого центральная власть может заблокировать перевод тепловой генерации на марки отечественного черного золота.
Нъюзмейкером новой угольной стратегии выступил глава Кабмина Арсений Яценюк, поручивший Министерству энергетики контрактовать судна для поставки черного золота в Украину. “Я не хочу в такой широкой аудитории давать “правильные” рыночные сигналы, но вы сейчас уже должны контрактовать лодки. Чтобы у вас не было как в прошлом году – говорили: “какая высокая цена”, а потом все побежали быстро покупать этот же южноафриканский уголь”, – сказал премьер-министр.
Это указание Яценюк дал публично не случайно. Таким образом, он заочно дистанцировался от возможных в будущем скандалов при закупках угля (как это было в прошлом году). Во-вторых, подтвердил взятый правительством курс на диверсификацию источников поставок энергоносителей. Беспокойство Арсения Петровича не безосновательно: по данным Государственной фискальной службы, в первой половине года Украина импортировала угля на $857 млн., львиная часть из которых приходится на Россию. Изменить ситуацию важно хотя бы потому что диверсификация реально экономит деньги. А это еще один плюс в копилку имиджа премьер-министра, что особенно важно в преддверии местных выборов.
Но у выбранной Арсением Яценюком позиции есть одно узкое место: озвученная им стратегия устарела, ведь она базируется на снижении угольной зависимости от РФ. “Русские в самый неудобный момент для нас перекроют нам поставки угля”, – сказал премьер, подчеркнув ключевую проблему. Но по факту Украина уже должна была перейти на более высокую ступень решения задач. Речь о государственной программе по переоборудованию тепловых электрических станций. Эти меры позволили бы перевести энергоблоки ТЭС с дефицитного угля антрацита на угли газовой группы, которые сосредоточены на Западной Украине и в ближнем зарубежье (например, Польше).
Сейчас в этом направлении не сделано ровным счетом ничего. Симпатики власти объясняют затишье дефицитом средств в стране, но говорить об этом в ультимативном тоне сложно. Ну, хотя бы потому что в этом году в госбюджете практически не предусмотрено средств на дотации для угольной отрасли, а это – высвобожденные 14 млрд. грн. В Министерстве энергетики оправдываются тем, что эти деньги уже давно распределены на другие нужды. Возможно, именно это позволяет ведомству Владимира Демчишина в открытую говорить о том, что блиц-крига в программе по переоборудованию тепловых станций не будет. “В начале года я говорил о том, что мы пробуем часть блоков переводить с антрацитного угля на газовый. Более глубокий анализ этого вопроса показал, что перевести быстро невозможно. Для этого необходимо где-то два года и относительно большие деньги. Эта работа на данный момент проводится, но энтузиазма касательно возможностей перевода некоторых станций, которые работают на антрацитном угле, на газовый, – такого оптимизма пока что нет”, – сказал на днях Демчишин.
На рынке эта новость не воспринимается как абсолютный негатив. Например, оптимисты считают, что события на востоке Украины рано или поздно закончатся возвратом оккупированных регионов под управление центральной власти. Этот сценарий автоматически решает проблему дефицита антрацита, а следовательно делает неактуальной программу по переоборудованию ТЭС. Но носители этой версии глубоко заблуждаются. Дело в том, что Украина уже 5 лет является участником европейского Энергетического сообщества и обязалась до 2018 г. выполнить жесткие требования ЕС по снижению влияния ТЭС на экологию. Простым языком, модернизация украинских теплоэлектростанций неизбежна, но отсутствие внимания к этой теме может оставить ее в плоскости теорий навсегда. (Uaprom.info/Металл Украины и мира)