На шахте “Степная” (входит в состав “ДТЭК ШУ Першотравенское”) впервые в мире применили принципиально новую технологию перевозки горной массы из забоя при помощи подвесных дизель-гидравлических локомотивов и контейнеров с донной разгрузкой. Экспериментальные образцы контейнеров спроектированы и изготовлены в Чехии на заводе Ferrit – крупнейшем производителе монорельсового оборудования.
Подвесное монорельсовое оборудование для перевозки людей и материалов применяется на шахте “Степной” с 2011 г. Его основные преимущества перед наземной рельсовой дорогой – безопасность в эксплуатации, высокая маневренность, независимость от состояния почвы, способность преодолевать участки с высоким углом уклона и малым радиусом поворота, исключение схода транспорта с рельса. Транспортировка горной массы из забоев до сих пор осуществлялась традиционным наземным электровозным транспортом – такой же способ применяется на шахтах во всем мире.
Суть новой технологии состоит в возможности использовать безопасную подвесную монорельсовую дорогу в том числе и для горной массы. Сейчас на участке подготовительных работ №4 на шахте Степной идет тестирование уникальной технологии: чешский производитель Ferrit сконструировал специальные контейнеры с донной разгрузкой – благодаря этому появилась возможность перевозить при помощи монорельса горную массу, а в перспективе – полностью отказаться от эксплуатации наземных рельсовых путей.
“Главное преимущество этой революционной технологии – безопасность. По статистике, порядка 15% несчастных случаев на горных предприятиях связаны с работой наземного транспорта в выработках. Мы на шахте “Степной” вот уже 6 лет как перешли на эксплуатацию монорельсового транспорта для перевозки людей и грузов – и за все это время у нас произошла только 1 травма, связанная с этим видом транспорта. И, к счастью, ноль случаев с более трагичным исходом, – сказал директор “ДТЭК ШУ Першотравенское” Александр Гусев. – Переход на монорельсовый транспорт для транспортировки горной массы позволит исключить в забоях травмоопасные операции одноконцевой канатной откатки – технологии, которая применялась ранее. Ее суть в том, что вагон с горной массой зацепляют канатом и тянут с помощью лебедки – что чревато обрывом каната и травмами для участников этой операции. Безопасность людей – главный принцип в работе ДТЭК. Нам не нужен уголь любой ценой. Поэтому, несмотря на кризис, компания находит возможности и поддерживает разработку безопасных технологий подземного производства”.
Чешские коллеги, понимая финансовые трудности компании, связанные с энергетическим кризисом в Украине, предоставили свою разработку для экспериментальной эксплуатации за минимальную арендную плату. Поэтому пока данный проект внедряется без особых вложений со стороны ДТЭК. Когда горняки закончат тестирование оборудования и убедятся, что технология работает на 100% безопасно и эффективно, шахта выкупит оборудование и будет расширять внедрение новой технологии.
Применение новой технологии транспортировки горной массы из проходческих забоев позволит полностью перевести западное крыло горизонта 300 м шахты “Степная” на монорельсовый транспорт, вследствие чего отпадет необходимость параллельно эксплуатировать напочвенный рельсовый путь. Подвесная монорельсовая дорога, смонтированная в проходческом забое, также позволит облегчить условия труда для проходчиков за счет доставки крепежных материалов непосредственно в забой. Традиционно проходчики доставляют тяжелые крепежные материалы в готовящийся забой вручную на то расстояние, где еще не проложен рельсовый путь. А когда проходческий забой будет уже оснащен монорельсовой балкой, дизелевозный подвесной транспорт сможет доставлять любые материалы без особых усилий. Кроме этого, в дальнейшем монорельсовая дорога позволит сократить время введения в эксплуатацию новых лав – за счет возможности оперативно и безаварийно перемещать из забоя в забой необходимое оборудование и энергопоезд (передвижная электростанция).
В 2015 г. “ДТЭК ШУ Першотравенское” планирует добыть 3,2 млн. т угля и пройти 20240 м горных выработок. Шахтоуправление выполняет план по добыче, с начала года каждый из 4-х добычных участков уже выдал на-гора более полумиллиона тыс. т угля. (Energyland.info/Металл Украины и мира)