Спустя полтора месяца после того как правительство Индии ввело сроком на 200 дней защитные пошлины на горячекатаные рулоны шириной от 600 мм в 20%, индийские металлургические компании подали новую петицию об установлении аналогичных ограничений на импорт окрашенной листовой стали с покрытиями из цветных металлов. По их данным, китайцы в настоящее время поставляют в Индию окрашенный прокат толщиной 0,5 мм по средней цене $450/т, CFR, что даже с учетом всех пошлин (включая компенсационную в размере 12,5%), сборов и расходов на доставку более чем на $200/т дешевле, чем могут предложить местные компании.
По данным Министерства торговли Индии, импорт окрашенного проката в 2014/2015 финансовом году (апрель/март) составил 292 тыс. т, тогда как двумя годами ранее – только 131,6 тыс. т. В апреле-июле поставки данной продукции из-за рубежа, главным образом, из Китая достигли 145,2 тыс. т, а по итогам текущего финансового года могут превысить 435 тыс. т. В то же время, по данным индийских металлургов, производство окрашенного проката в стране сократилось за последние 12 месяцев на 30%. Индийские компании сохраняют свои позиции на внутреннем рынке только в отдельных нишах, где качество имеет приоритет перед ценой.
Индийские производители окрашенного проката впервые обратились в Генеральный директорат по защите рынков в феврале, но их просьба о введении защитных мер была оставлена без внимания. Теперь же, как предполагается, шансов на успех будет больше. Как заявил финансовый директор группы JSW Steel Сешагири Рао, чтобы сократить импорт стали, пошлины надо вводить по всей производственной цепочке. По словам представителей JSW Steel, компания рассматривает возможность возбуждения антидемпинговых исков или подачи новых петиций о защитных пошлинах в отношении других видов стальной продукции, в частности, холоднокатаных рулонов и катанки.
Как отмечают индийские источники, введение защитных пошлин на горячекатаные рулоны привело к возникновению перекосов на национальном рынке листового проката. Местные производители взвинтили цены на горячекатаную продукцию, что спровоцировало соответствующее подорожание холоднокатаных рулонов и оцинкованной стали. По данным Мохана Гурнани, президента Federation of Associations of Maharashtra – объединения металлотрейдеров и компаний малого бизнеса в индийском штате Махараштра, стоимость импортных холоднокатаных рулонов в настоящее время примерно на 20% ниже, чем продукции местных производителей, теряющих рынок сбыта.
В то же время, введение защитных тарифов на оцинкованную сталь или холоднокатаный прокат не решит проблему. Как отмечает Мохан Гурнани, в этом случае рост затрат и соответствующее снижение конкурентоспособности затронет конечных потребителей. В частности, в последнее время бьют тревогу индийские производители труб и автокомпонентов, использующих горячекатаные рулоны толщиной 2 мм и менее, которые в Индии выпускаются в ограниченных количествах. Как заявил Х. Л. Бхардвай, генеральный секретарь национальной промышленной ассоциации Federation of Industries of India (FII), подорожание тонкого горячекатаного проката ставит ряд компаний этих отраслей на грань убыточности.
“Благодаря тарифам Индия может уменьшить импорт определенных видов проката, но одновременно она открывает двери для импорта готовой металлсодержащей продукции, что наносит ущерб национальной промышленности, – говорит Мохан Гурнани. – Поэтому при введении любых защитных пошлин нужно всегда принимать во внимание более широкую картину”.
По данным индийского Joint Plant Committee, в первой половине 2015/2016 финансового года (апрель-сентябрь) национальный импорт стали составил 5,93 млн. т, что на 42% больше, чем за тот же период предыдущего года. При этом закупки горячекатаных рулонов составили 2,91 млн. т, на 83% больше, чем годом ранее. Как отмечает Гирирадж Дага, старший аналитик в компании SKS Capital & Research, между заключением импортного контракта и доставкой заказанного проката в Индию обычно проходит три месяца, поэтому оценить эффект от введения защитных пошлин на горячекатаные рулоны можно будет только в декабре. (Металлоснабжение и сбыт/Металл Украины и мира)