В 2015 г. тарифы РЖД были проиндексированы на 10% (в 2014 г. они замораживались). Помимо этого РЖД решила получить свою долю выгоды от девальвации рубля и до 2017 г. ввела надбавку к тарифу в 13,4% при отправке металлургических и угольных грузов на экспорт (надбавка для нефтяных грузов действовала с августа 2014 г.). РЖД приняла такое решение в связи с сильной девальвацией рубля по отношению к доллару: рост курса доллара значительно сократил тарифную нагрузку на грузоотправителей, работающих на экспорт, говорил тогда представитель транспортной монополии.
С января 2015 г. угольщикам удалось снизить экспортную надбавку для своих грузов с 13,4 до 1,3%. Металлурги тоже хотят платить меньше и требуют отмены надбавки, следует из письма президента РСПП Александра Шохина на имя премьера Дмитрия Медведева (документ есть в распоряжении “Ведомостей”).
Во второй половине 2015 г. девальвационный эффект был исчерпан, на 30-40% снизились цены на металлургическую продукцию, говорится в пояснительной записке к письму. Доля транспортных затрат в производстве чугуна выросла до 28%, а для стальной заготовки – до 14%. С учетом того, что потребление на внутреннем рынке падает, металлургам придется сократить производство на 15%. А это значит, что железнодорожные перевозки грузов могут сократиться на 50 млн. т и привести к экономическим потерям РЖД (для производства 1 т стали требуется 3 т сырья), приводятся расчеты РСПП.
В письме Шохин и комиссия РСПП по металлургическому и горнорудному комплексу предлагают отменить экспортную надбавку и ввести мораторий на ее возобновление до января 2019 г. Заседание правительства, посвященное тарифам, инфраструктуре и инвестпрограмме РЖД, пройдет 26 ноября. На встрече может быть поднят вопрос об отмене экспортной надбавки РЖД для металлургов, надеются два источника “Ведомостей” в металлургических компаниях.
РЖД продолжает отслеживать уровень транспортной составляющей в цене перевозимых грузов, говорит представитель монополии. “Решения об изменении коэффициентов в рамках тарифного коридора будут приниматься исходя из экономической целесообразности для компании”, – отметил он. РЖД рассчитывает, что из-за экспортной надбавки и надбавки на внутренние перевозки дизельного топлива (7,4%) доходы компании вырастут в 2016 г. на 33,4 млрд. руб. (чистая прибыль монополии в 2016 г. согласно финплану составит 2,2 млрд. руб.), отмечается в пояснительной записке к проекту финплана РЖД на 2016 г. А в 2017 г. доход за счет сохранения этих надбавок будет 36,8 млрд. руб. В случае если действие повышающих коэффициентов прекратится, то РЖД будет добиваться расширения прав по применению тарифного коридора, указано в записке РЖД. Представитель НП “Русская сталь” напоминает, что его некоммерческое партнерство выступает за отмену экспортной надбавки и позиция по этому вопросу не менялась.
Экспорт черных металлов за январь – сентябрь 2015 г. к уровню 2014 г. увеличился на 5,5% до 32,8 млн. т, в деньгах падение составило 25% до $13,5 млрд., следует из данных таможенной статистики (см. график).
Рентабельность экспорта черных металлов в ноябре 2015 г. приблизилась к нулю, говорит аналитик БКС Кирилл Чуйко. По его словам, экспортные цены на прокат только за минувшую неделю упали на 3% ($8) до $267,5/т и могут еще упасть на $10-15 под давлением мирового перепроизводства и падающих европейских и китайских цен. Естественно, российские металлурги будут по максимуму сокращать затраты – например, транспортная составляющая для НЛМК – всего $2-3/т, говорит Чуйко. Но даже сокращение этих затрат не позволит компаниям значительно улучшить ситуацию на экспорте, уверен эксперт. (Ведомости/Металл Украины и мира)