В 2015 г. алюминий на Лондонской бирже металлов (LME) подешевел на 16,8% до $1500/т. Мировой спрос на алюминий в пошлом году, по ноябрьскому прогнозу UC Rusal, должен был вырасти на 5% до 58 млн. т. Внутреннее потребление алюминия в России и СНГ упало, по предварительной оценке, примерно до 1,5 млн. т, отметил представитель UC Rusal.
В середине 2015 г. директор по сбыту UC Rusal Роман Андрюшин рассказывал, что потребление в том же регионе в 2014 г. было 1,9 млн. т, из них 900000 т первичного алюминия, 300000 т вторичного и 700000 т импорта. По всем этим сегментам потребление снизилось, комментирует представитель алюминиевой компании.
Но у UC Rusal есть план, как стимулировать потребление алюминия в России (презентация специальной программы есть у “Ведомостей”). UC Rusal рассчитывает увеличить потребление алюминия в России и СНГ к 2020 г. до 2,2 млн. т. Согласно презентации, сделать упор компания предлагает на автопромышленности (добавит 235000 т к потреблению), строительстве (210000 т), транспорте (400000 т) и кабельной промышленности (183000 т). НИОКР занимается Инженерно-технический центр UC Rusal в Красноярске, он разрабатывает сплав, отсылает пробную партию заказчику, получает обратную связь, дорабатывает характеристики и т. д., говорит представитель компании. Каковы затраты на научные изыскания, он не раскрыл.
В частности, компания участвует в программе создания новых сплавов для строительства многофункционального легкого самолета, гибридных дирижаблей и экраноплана “Акваглайд-30”. Партнером по этим проектам выступает Каменск-Уральский металлургический завод (КУМЗ, принадлежит ГК “Ренова” и одному из партнеров по Sual Partners, соакционеру UC Rusal). “Мы сейчас производим 120000 т алюминиевого проката в год, из которого потом делаются детали для машиностроения (работает стан шириной 1500 мм)”, – говорит представитель КУМЗ. “В апреле планируем запустить еще один стан на 3000 мм с максимальной шириной проката до 4500 мм (инвестиции – $600 млн.). Этот комплекс выйдет на проектную мощность во второй половине 2017 г. и добавит нам дополнительно 160000 т в год. Этот прокат будет поставляться на машиностроительные предприятия, в том числе для самолета МС-21”, – рассказывает собеседник “Ведомостей”.
UC Rusal намерена стимулировать производство низковольтных проводов и кабелей для автопромышленности (2000 т в год). Сырье для таких проводов компания уже разработала, испытания проводит “Камаз”. Представитель автомобильной компании отмечает, что “уже сейчас в наших автомобилях используется часть алюминиевых деталей”. По его словам, увеличить их долю в автомобиле можно, но для этого потребуются дополнительные инвестиции в технологию производства комплектующих. Представитель группы ГАЗ (входит в “Базовый элемент” Олега Дерипаски) подтвердил, что испытания низковольтных проводов и кабелей для автопромышленности проводятся, отметил он.
UC Rusal предлагает производить и алюминиевые вагоны (прогнозное потребление алюминия – 70000 т в год). Срок службы таких вагонов на шесть лет дольше, они на 2-4,5 т легче, что увеличивает их грузоподъемность. “Уралвагонзавод” рассматривал возможность строительства вагонов из алюминия, но сделал выбор в пользу композитных материалов – они дешевеют быстрее, чем алюминий, рассказал заместитель гендиректора по гражданским проектам корпорации Андрей Шленский. “Мы просчитали: алюминиевый вагон позволяет догрузить несколько т груза, но это не отбивает покупку и производство такого вагона. Есть вопросы с ремонтом, не решена проблема стыковки вагона с металлическим каркасом – на стыке возникает коррозия”, – перечисляет причины Шленский.
При падающей цене на нефть алюминий в рублях дорожает и одновременно уменьшается спрос, так что вряд ли ожидания UC Rusal от рынка оправдаются, полагает аналитик БКС Кирилл Чуйко. “Понятно, что внутренний рынок нужно холить и лелеять, это в конечном счете для некоторых металлургов может стать последней гаванью. Однако если в России построят несколько алюминиевых дирижаблей, это не обеспечит стабильный значительный прирост спроса на металл, сейчас же основные потребители этого металла – транспорт и пищевая промышленность (питьевая тара)”, – говорит эксперт.
Попытки UC Rusal популяризировать алюминий в условиях падающего внутреннего и внешнего спроса напоминают историю популяризации титана, отмечает аналитик Raiffeisenbank Ирина Ализаровская. В начале 1990-х годов заказы на титан упали в 30 раз, вспоминал бывший гендиректор ВСМПО Владислав Тетюхин в интервью Forbes. Вместо танковых катков стали делать диски для легковых машин. Из отходов титана выпускали лопаты – они легкие, и земля к ним не прилипает. Еще одна удача – кастрюли, оборудование для производства которых достал в Германии местный предприниматель Вячеслав Брешт. “Когда мы поехали в Южную Америку, я взял с собой пять бидонов – таскал их и всем показывал. Думал, что пригодятся для ферм, а нами заинтересовалась бразильская Еmbraer”, – рассказывает Тетюхин. И это сработало: с 1996 г. по 2014 г. производство титана в мире выросло в 2 раза до 6,6 млн. т, свидетельствуют данные US Geological Survey. А “ВСМПО-Ависма” теперь один из крупнейших поставщиков титановых сплавов для мировых авиастроительных предприятий. (Ведомости/Металл Украины и мира)