Как стало известно “Ъ”, в правительстве согласились рассмотреть возможность полной отмены экспортной надбавки к тарифу ОАО “РЖД” на перевозку металлопродукции.
Эту тему подняли на совещании с вице-премьером Аркадием Дворковичем металлурги, которые опасаются, что не смогут сохранить экспортные объемы в 2016 г., а значит, лишатся права на отмену надбавки по действующим условиям монополии. При этом в ФАС считают, что нужно отдельно рассматривать “каждый случай”. Эксперты полагают, что металлургам надо обеспечить дополнительный приток грузов.
Вице-премьер Аркадий Дворкович на отраслевом совещании в Магнитогорске 12 февраля пообещал металлургам “серьезно проработать вопрос” о возможности отмены экспортной надбавки в 13,4% к тарифам ОАО “РЖД”, рассказали “Ъ” источники, близкие к разным участникам совещания. По их словам, эта тема была одной из основных на совещании: ежегодно из России экспортируется 25-28 млн. т стального проката при производстве 60-65 млн. т, а доля транспортных расходов в себестоимости металлургов выросла в 2015 г. до 15% с 10%.
Ряд металлургов восприняли слова Аркадия Дворковича как обещание отменить надбавку. Но “категоричности” со стороны вице-премьера не было, возражают еще два источника “Ъ”, участвовавшие в совещании. В сообщении правительства говорится, что оно вместе с металлургами “будет работать с инфраструктурными монополиями над согласованием долгосрочных взаимовыгодных правил взаимодействия”. “Скорее вице-премьер услышал просьбы металлургов в том, что любые движения в рамках тарифного коридора должны контролироваться ФАС и советом потребителей услуг ОАО “РЖД”,- говорит один из собеседников “Ъ”. Представители вице-премьера, металлургических компаний и ОАО “РЖД” отказались от комментариев.
В ФАС “Ъ” сказали, что сейчас “сохранение объемов погрузки – наиболее важная задача для ОАО “РЖД”, но при этом применение скидки не должно приводить к убыткам монополии. “Каждый конкретный случай требует отдельного рассмотрения”, – говорят в службе. Источник, знакомый с дискуссией сторон, говорит, что “звучит множество различных предложений”. Минэкономики предлагало ввести мораторий на наценку внутри тарифного коридора, но ФАС считает, что тогда придется пересматривать финансовый план монополии.
Экспортная надбавка ОАО “РЖД” действует с декабря 2014 г., когда из-за девальвации рубля многие российские производители резко нарастили объемы поставок за рубеж. Еще в январе 2015 г. вертикально интегрированные металлурги и угольные компании добились от ОАО “РЖД” снижения экспортной надбавки по энергоуглю до 1,4%, но по другим грузам дискуссия безуспешно велась около года. С января 2016 г. экспортную надбавку на металлопродукцию убрали на условии поддержания объемов на уровне 2015 г., решение по надбавке ОАО “РЖД” планирует пересматривать ежеквартально.
Металлурги апеллируют к тому, что удержать объемы экспорта на уровне 2015 г. при росте защитных расследований и импортных пошлин на их традиционных зарубежных рынках будет проблематично, говорят источники “Ъ”. Обсуждается идея ориентироваться на общий объем перевозок металлопродукции по железной дороге: если какие-то объемы будут перенаправлены с экспорта на внутренний рынок, а не просто уйдут с сети ОАО “РЖД”, логично отменять надбавку и, возможно, давать скидку для перевозок по РФ, говорит источник среди сталеваров. Но с учетом прогнозируемого падения внутреннего спроса на сталь в 2016 г. на 10% до 37 млн. т (и соответствующего падения по перевозке сырья), и здесь стороны пока не могут договориться о базе.
Глава агентства “InfoLine-Аналитика” Михаил Бурмистров считает, что сторонам нужно вести комплексные переговоры: монополия могла бы постепенно и дифференцированно отменять экспортную надбавку, начиная с тех направлений и номенклатур, где продукция металлургов становится неконкурентоспособной из-за пошлин, а сталевары могли бы привлекать к железнодорожным перевозкам своих поставщиков лома и трейдеров. (Коммерсант/Металл Украины и мира)