Крупнейшая в Украине горно-металлургическая компания “Метинвест” проявляет интерес к стальному рынку Ирана после снятия со страны международных санкций и планирует пройти сертификацию труб большого диаметра у основных нефтегазовых операторов Ирана, сообщил в комментарии бизнес-порталу UAprom директор по маркетингу компании Роман Курашев.
“В ближайшее время мы ожидаем развития ситуации с международными санкциями. Формально они сняты, но остаются вопросы с финансированием сделок со стороны ведущих мировых банков и их отделами комплайнса. Если все вопросы по финансированию будут сняты, то Иран станет достаточно интересным рынком сбыта с объемами внутреннего потребления проката 25-26 млн. т при импорте в 2015 г. в 4,1 млн. т”, – сказал он.
По его словам, экономика Ирана имеет достаточно серьезные перспективы роста, на фоне разморозки финансовых ресурсов и развития нефтегазовой отрасли приток инвестиций во все базовые отрасли страны может резко увеличиться. “Это будет стимулировать серьезный рост потребления стального проката в будущем. “Метинвест” планирует пройти сертификацию у основных нефтегазовых операторов Ирана – NIGC, NIOC, после чего можно обсуждать перспективы сотрудничества в иранских нефтегазовых проектах в части поставок труб большого диаметра”, – отметил Р. Курашев.
Отвечая на вопрос о том, есть ли перспектива и возможность поставок на иранский рынок готового металлопроката, стальных полуфабрикатов или железорудного сырья, топ-менеджер заметил, что для “Метинвеста” Иран является интересным рынком с большим объемом импорта, но в то же время логистически он не очень для удобен для группы.
“В северных портах мы будем активно конкурировать с российскими компаниями, прежде всего ММК, а в южных портах – с китайскими игроками. Пока нельзя говорить об активном наращивании продаж готового проката на этот рынок, но потенциально “Метинвест” может присутствовать в сегменте рулонов, горячекатаного листа”, – сообщил директор по маркетингу.
При этом он напомнил, что до санкций “Метинвест” поставлял в Иран продукцию с высокой добавленной стоимостью, например рельсы, т.е. “опыт продаж и понимания этого рынка у компании есть”. “Мы поставляли рельсы, горячекатаный лист, фасонный прокат. В 2009 г. “Метинвест” суммарно отгрузил на этот рынок около 50 тыс. т металлопродукции. В 2010 г. из-за санкций поставок уже не было”, – уточнил топ-менеджер.
Р. Курашев ожидает, что стальная отрасль Ирана будет достаточно динамично развиваться. “Государство озвучило планы по увеличению производства стали до 50 млн. т к 2025 г., т. е. в два раза больше текущих объемов потребления. Иран имеет собственную ресурсную базу – достаточные запасы железорудного сырья и природного газа, что позволяет ему развивать производство на базе технологии DRI (directly reduced iron) и иметь низкую себестоимость. По сути, Иран может стать “маленьким Китаем” на Ближнем Востоке, если государство продолжит политику прямого стимулирования развития новых мощностей”, – сказал он.
Несмотря на то, что Иран в 2015 г. остается нетто-импортером (импорт составил 4,1 млн. т, экспорт – 1,2 млн. т), иранские сталелитейные компании имеют агрессивные планы по развитию мощностей и сокращению присутствия импортного проката, подчеркивает директор по маркетингу “Метинвеста”.
“Очень вероятно, что такие действия будут поддержаны государством путем введения импортных ограничений, в частности, пошлин, по мере развития мощностей. Уже сегодня, пользуясь низкой себестоимостью, иранские игроки продолжают развитие на экспортных рынках в сегменте горячекатаных рулонов и заготовки”, – сообщил топ-менеджер.
В то же время Р. Курашев считает, что по поставкам железорудного сырья Иран для “Метинвеста” малоперспективен, поскольку является самодостаточным в этом аспекте и активно развивает производство на базе DRI, имея доступ к дешевому местному газу. “Краткосрочно Иран может испытывать дефицит окатышей, и пока не будут запущены собственные мощности по их производству, здесь может возникнуть ряд возможностей”, – прогнозирует топ-менеджер. (Uaprom.info/Металл Украины и мира)