Чтобы в течение всего 2016 г. не платить надбавку, металлурги должны перевезти столько же, сколько в 2015 г. В начале года РЖД пошла навстречу сталелитейным компаниям, отменив для них на I квартал экспортную надбавку к тарифу в 13,4%, которая была введена в конце 2014 г., чтобы распределить девальвационную прибыль. Правда, скидка предоставляется при условии, что металлурги не снизят перевозки по сравнению с прошлым годом.
Как выяснили “Ведомости”, РЖД пролонгирует отмену экспортной надбавки на перевозку черных металлов до конца года. О том, что монополия готовит соответствующий документ, ее представитель сообщил 23 марта на совещании в Минпромторге. “Ведомостям” об этом рассказали два участника совещания. Привязка к объемам перевозки сохранится, уточнили они. Но, возможно, высчитываться она будет не поквартально, как сейчас, а год к году – об этом попросили сами металлурги, рассказывают участники совещания.
Ранее продлить отмену на совещании в Центре фирменного транспортного обслуживания РЖД просили Evraz и НЛМК, говорит источник в одной из металлургических компаний, тоже участвовавшей в этом совещании. Представители НЛМК и Evraz не прокомментировали запрос “Ведомостей”.
Представитель РЖД не стал комментировать позицию о применении экспортных надбавок до публикации официальных документов, уточнив, что окончательное решение за правлением РЖД. Его заседание должно было пройти вчера, но представитель монополии не говорит, состоялось оно или нет. “Ряд компаний такая ситуация (продление отмены) спасет, – говорит собеседник “Ведомостей” в крупной металлургической компании. – Тем, у кого погрузка будет ниже прошлогодней, придется вернуть сумму скидки – такие условия прописаны в договорах, которые подписывают грузоотправители с РЖД.
Сколько могут заплатить металлурги РЖД, подсчитать сложно. Экспортные перевозки черных металлов крупнейшими металлургическими комбинатами железнодорожным транспортом (через сухопутные погранпереходы) и морским транспортом в январе-феврале снизились по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. примерно на 1,2% до 5,354 млн. т, приводит данные гендиректор агентства “Infoline-аналитика” Михаил Бурмистров. НЛМК сократил экспорт на 3,9% до 1,29 млн. т, Evraz увеличила на 4,4% до 1,01 млн. т, “Металлоинвест” – на 1,8% до 0,632 млн. т, ММК – на 17,9% до 594 000 т, “Северсталь” – на 10,3% до 325 000 т, говорит эксперт. Привязывать скидку к квартальным показателям действительно некорректно, согласен Бурмистров. “Слишком сильное влияние оказывает текущая конъюнктура: зависимость от локальных ценовых изменений на отдельных рынках, – объясняет эксперт. – На уровне года это можно компенсировать”. Кроме того, продолжает он, привязка скидки к годовым показателям дает грузоотправителям возможность, исходя из объемов, выстраивать свои коммерческие стратегии.
Металлурги также предлагают включать в условия договоров с РЖД технологически выпадающие объемы, рассказывают участники совещания. “Речь идет о перерабатывающих мощностях, которые будут находиться на плановом ремонте, это, безусловно, повлияет на общие перевозки компании”, – говорит сотрудник одного из металлургических холдингов. Но об этих ремонтных работах РЖД должна быть заранее предупреждена, для того чтобы не было спекуляций при представлении итоговых показателей по объему перевозок, добавляет он. “По итогам совещания будет дана рекомендация запланировать обсуждение этого вопроса”, – знает собеседник “Ведомостей”. (Ведомости/Металл Украины и мира)