Шахты работают в убыток, прежде всего, из-за низкой цены на уголь. У них нет денег не только на зарплаты, а и на то, чтобы вовремя заряжать лавы и не снижать добычу. Устаревшее оборудование и несвоевременная выдача зарплат – это только половина бед горняков. Из-за убыточности у шахт выросли и огромные долги за электроэнергию – больше 10 млрд. грн. Поэтому без поддержки отрасль просто не выживет.
“Должна быть программа не закрытия угольных государственных шахт, а их поддержки и развития. Необходимо принимать закон о рынке угля. Нужно формировать конкурентную среду, чтобы все люди понимали, с какой ценой они могут быть конкурентными и иметь право на жизнь. И этим поддержать шахтеров”, – сказал Артур Мартовицкий, народный депутат Украины, член Комитета ВР по вопросам топливно-энергетического комплекса.
Спасти шахты может справедливая цена на уголь. Чтобы ее установить, НКРЭ ввела в Украине специальную формулу. Стоимость украинского сырья решили сравнивать с импортным, которое привозят из Роттердама. Она не должна быть выше. Это позволит определить граничную рыночную стоимость. И когда поставки с Донбасса заблокированы, Украина не будет переплачивать за привезенный из-за границы уголь для ТЭС.
“У компании есть возможность купить дешевле. Наша себестоимость электрической энергии в тепловой генерации состоит не только из цены угля. Также состоит из расходов топлива, состоит также из всех условно-постоянных расходов”, – говорит Дмитрий Вовк, председатель Национальной комиссии по регулированию в сферах энергетики и коммунальных услуг.
Из-за обострения ситуации на Донбассе дефицит угля в любой момент может достигнуть 40-50%. И тогда ТЭС вынуждены будут покупать его на внешних рынках. На госшахтах себестоимость может превышать 2-3 тыс. грн., тогда как новая методика дает ориентиры на уровне 1500-1600 грн. “В части угля – такого потока у нас нет, поэтому мы вынуждены в случае необходимости его везти откуда-то, поэтому как бы и учет фрахта, и транспортировки в этом случае, мне кажется, рационален”, – отметил Александр Нарбут, президент Киевского института энергетических исследований.
То, что цену на уголь будут высчитывать по новой формуле, на стоимость электроэнергии для населения не повлияет, объясняют эксперты. “На сегодня, вы должны понять, никакого влияния на цену для потребителя, а именно это ключевая точка влияния любой методологии, не произошло. Не поднимется для населения, так как для населения НКРЭ уже приняла тарифы до 2017 г.”, – отметил Юрий Саква, первый заместитель главы Всеукраинской энергетической ассамблеи.
А вот угольную отрасль новая методика может вывести из кризиса. Шахты смогут продавать сырье по рыночной цене, вкладывать эти деньги в модернизацию и привлекать инвестиции. “Очевидно, что высокие цены на услуги могут обеспечить инвестиции. Могут, но не гарантируют. Вопрос еще и в том, чтобы продвинуть нужные для общества инвестиции. Вы же не хотите вкладывать деньги в устаревшие технологии 50-летней давности? Ведь изменились потребности. Конечно, нужно повысить тариф, просто это – только половина дела”, – считает Торстен Веллерт, руководитель группы по вопросам энергетики и экологии Европейской комиссии. Чтобы полностью поставить шахты на ноги, нужна будет и комплексная программа государственной поддержки. (Segodnya.ua/Металл Украины и мира)