Казахстанский уран и титан имеют специальные методики расчета по трансфертному ценообразованию, которые находятся в публичном доступе. Кроме того, сейчас ведется работа по созданию методики ценообразования для сырой нефти, рассказал на встрече с журналистами в Астане эксперт по налоговым спорам компании PricewaterhouseCoopers Нурсултан Нурбаев.
“На урановую продукцию уже есть разработанная методика по ценообразованию, что позволяет внести ясность в порядок налогообложения и снизить риски доначислений. Компании из нефтедобывающей индустрии также получили значительные суммы налоговых доначислений, связанных с вопросами трансфертного ценообразования, и сейчас ведется работа по созданию методологии ценообразования на сырую нефть. При этом методика расчетов цен на урановую продукцию в отличие от проекта текущей методики по сырой нефти прямо предусматривает какой размер скидки может быть представлен трейдеру. Возможно, это обоснованно тем, что контракты на реализацию урановой продукции имеют типовой характер и ограничены гораздо меньшим количеством каналов поставок”, – сообщил он в ходе пресс-завтрака.
Также представитель консалтинговой компании подтвердил, что по титановой продукции тоже была выработана специальная методика для целей контроля со стороны законодательства по трансфертному ценообразованию. Отвечая на вопрос www.agmpportal.kz о наличии отдельной методики для коксующегося угля, Нурбаев уточнил, что “отдельных положений по углю не предусмотрено, соответственно, трансфертное ценообразование должно определяться по общеустановленному режиму в соответствии с законодательством о трансфертном ценообразовании”. При этом Казахстаном могут быть заключены международные соглашения по реализации такого угля. Данные международные соглашения могут превалировать над местным законодательством по трансфертному ценообразованию.
В июле “Интерфакс-Казахстан” сообщал со ссылкой на комитет государственных доходов Казахстана о том, что экспортные цены на нефть и газ будут рассчитываться по единой методике. По данным пресс-службы госоргана, в настоящее время в Казахстане уже утверждено четыре подхода в ценообразовании, предусматривающие специальный порядок расчета цен по металлу, концентрату, природному газу и хлопку-волокну.
В PwC считают, что в настоящее время экспортеры сырья, в частности нефти и металлов, сталкиваются с разночтениями с фискальными органами в исчислении своей налоговой базы из-за существующего транспортного плеча на мировые рынки, затрат на фрахт, страховку, инспекции, трейдерскую маржу и другие расходные статьи, которые не всегда учитываются налоговыми органами. В законодательстве о трансфертном ценообразовании указывается, что дополнительные издержки, именуемые “дифференциалом” и влияющие на цену товара, могут быть подтверждены документально или со ссылкой на деловые агентства Argus, Platt’s, Thomson Reuters. Однако зачастую налоговики требуют обе формы подтверждения. Это сказывается на возможностях сырьевых экспортеров доказывать справедливость установленных ими и получателями товара цен. Притом, что казахстанское законодательство устанавливает, в отличие от мировой практики, трансфертный контроль не только в поставках между аффилированными компаниями одной группы, но и с независимыми сторонами.
Между тем, по словам налогового эксперта, сырьевые компании, начиная с 2009 г., имеют возможность прийти к соглашению по трансфертному ценообразованию (Advance Pricing Agreement) с фискальными органами на три года. В таком случае им придется прозрачно заявить свои схемы продаж и предоставить информацию о своих дифференциалах, входящих в затраты покупателя, для демонстрации формулы образования цены на свои товары. В целом, по мнению PwC, данная практика должна получить свое развитие в Казахстане в виду востребованности данного инструмента в странах ОЭСР. (Agmpportal.kz/Металл Украины и мира)