Грузовые перевозки железнодорожным транспортом по территории Украины находятся на грани коллапса: не хватает вагонов и запасных частей, огромные трудности с закупкой дизельного топлива.
В первую очередь проблемы “Укрзализныци” бьют по самым большим грузополучателями и грузоотправителям. Ранее генеральный директор группы «Метинвест» Юрий Рыженков отметил важность горно-металлургической отрасли для развития украинской экономики. По его словам, для успешного развития горно-металлургического комплекса необходимы адекватные, четкие и постоянные правила установления ренты на недропользование и тарифов на услуги государственных монополий. Сейчас же, в Украине, заявил Рыженков, самые высокие портовые сборы в мире, постоянно растущие тарифы на услуги железной дороги, высокая стоимость транспортировки газа. В частности, от своевременной поставки сырья зависит бесперебойная работа металлургических предприятий, однако отрасль уже несколько недель работает “с колес” и, по сути, может остановиться каждую минуту.
Металлургический комбинат “Запорожсталь” – железнодорожный транспорт для него, все равно что кровеносные сосуды для организма. По территории предприятия проложено более трехсот километров рельс, еще десятки тысяч километров – длина путей по которым на предприятие поступает сырье. Доменная печь – агрегат колоссальной мощности, который требует в сутки десятки, сотни тонн сырья. Его запасы – стратегически необходимы, чтобы не остановилось производство, но в последние недели завод работает “с колес”. Все что привозят – сразу идет в печи. На счету – каждый вагон. Самая большая нехватка железорудных окатышей и известняка. Сейчас в доменном цехе производство планируют учитывая не возможности печей, а фактические остатки сырья.
Даже в тяжелый 2014 г. ситуация была не столь критической. Тогда металлурги “Запорожстали” смогли быстро перестроить логистику. Найти новые пути поставки сырья и сбыта продукции. Сейчас же кризисная ситуация в «Укрзализнице» поставила на грань выживания десятки предприятий.
Под угрозой и международный имидж Украины. Специально для потребителей на рынке Центральной и Восточной Европы криворожские горно-обогатительные комбинаты провели модернизацию производства и создали конкурентоспособный продукт – железорудный концентрат с повышенным содержанием железа, что позволило увеличить экспорт на рынок ЕС почти на $150 млн. в год.
В связи со сложившейся ситуацией, народный депутат Александр Вилкул потребовал от Генеральной прокуратуры страны дать оценку бесхозяйственности “Укрзалiзницi”, которая привела к срыву поставок отечественной промышленной продукции в страны ЕС. (Телеканал TV5/Металл Украины и мира)