Производство кокса зависит от общего состояния металлургии, но при этом оказывает влияние на объемы импорта. На фоне весеннего бума мировых металлорынков коксохимическая промышленность Украины тоже подтянула показатели, пишет журнал “Топ-100. Рейтинги крупнейших. 500 крупнейших производственных компаний Украины”.
По данным объединения “Укрметаллургпром”, в первом полугодии производство валового кокса выросло на 27% до 5,5 млн. т. Это позволило отечественным металлургическим предприятиям на 33% урезать импорт готового кокса до 535 тыс. т (данные Госстата). Традиционно эту продукцию из Польши импортирует ПАО “АрселорМиттал Кривой Рог” (АМКР) с родственного предприятия ArcelorMittal Poland.
В первой половине года из Польши завезли 382,5 тыс. т кокса. Еще одним крупным поставщиком выступает Россия, откуда было импортировано 268,6 тыс. т. Российский кокс закупают лишь несколько украинских метпредприятий, причем не из-за дефицита на внутреннем рынке, а из-за более высокого качества. В текущем году незначительные объемы ввозили ММК им. Ильича и “Запорожсталь”.
Важной проблемой национальной коксохимии остается близость крупнейшего в Европе Авдеевского коксохимического завода (АКХЗ) к линии фронта. Время от времени его инфраструктура, в первую очередь железная дорога и вводы электроэнергии, попадает под огонь террористов. Как результат, предприятие прекращает выдачу кокса или вынуждено ремонтировать основные агрегаты. В этом году такие остановки случались и в июне, и во второй половине июля, однако через пару дней производство восстанавливалось.
По словам Мусы Магомедова, гендиректора завода, снова и снова восстанавливать работу под огнем сложно и страшно, но это неизбежно. “Выспимся в следующей жизни”, – добавляет топ-менеджер. На работу коксохимиков повлияло и то, что в начале лета в зоне АТО возникли сложности с отгрузкой кокса и доставкой коксующихся углей по железной дороге. Прежде всего это коснулось предприятий, расположенных по ту сторону линии разграничения: “Алчевсккокса”, “Макеевкокса”, Ясиновского КХЗ.
Как отмечает глава ассоциации “Укркокс” Анатолий Старовойт, эти заводы были вынуждены работать на склад из-за прекращения “Укрзализныцей” железнодорожного сообщения с неконтролируемой территорией. Благо, что в июле ж/д сообщение было восстановлено, поэтому проблема ослабла. Но в связи с тенденцией роста выпуска кокса увеличилось и потребление коксующихся углей. По данным “Укрметаллургпрома”, за первую половину года коксохимикам поставлено 3 млн. т украинских углей (рост на 9% год к году) и 6,1 млн. т зарубежных (рост 33%).
“Коксохимия Украины остается зависимой от угольного импорта, и с началом боевых действий на востоке страны эта зависимость только усилилась из-за трудностей с доставкой донбасской продукции”, – комментирует Старовойт. Если в 2013 г. при производстве 16,6 млн. т кокса понадобилось 11,4 млн. т импортных углей, то в 2015 г. для 11,6 млн. т немногим меньше – 9,9 млн. т. К импорту более качественных углей подталкивает и переход металлургов на технологию вдувания пылеугольного топлива в доменном производстве. Глава “Укркокса” также напоминает, что в стране сформировался профицит углей газовых марок двойного назначения, используемых и в энергетике, и в коксохимии. Минэнергоугля пытается “продавить” расширенную продажу этих углей коксохимзаводам, однако такое сырье плохо подходит для коксования в чистом виде: его лучше смешивать с другими, более традиционными марками “К” или “Ж”.
При сохранении активности на внешних металлорынках и относительной стабильности в зоне АТО (хотя бы на нынешнем уровне), по итогам 2016 г. мы можем рассчитывать на позитивную динамику производства. По данным Анатолия Старовойта, если годовой рост производства сохранится на уровне 20%, то будет выпущено до 14 млн. т кокса, для чего понадобится почти 12 млн. т зарубежного угля. Кроме того, глава ассоциации напоминает, что на АМКР ожидается запуск реконструированных коксовых батарей №5-6 суммарной мощностью 1060 тыс. т/год. На предприятии уже уточнили, что одна из них должна заработать до конца текущего года, а вторая в 2018 г. Благодаря этому ввоз кокса из Польши может заметно сократиться, а вот украинское производство, наоборот, увеличится. (Дело/Металл Украины и мира)