Металл Украины и мира

Украина: ТОП-10 производителей кокса

Производство кокса зависит от общего состояния металлургии, но при этом оказывает влияние на объемы импорта.   На фоне весеннего бума мировых металлорынков коксохимическая промышленность Украины тоже подтянула показатели, пишет журнал “Топ-100. Рейтинги крупнейших. 500 крупнейших производственных компаний Украины”.

По данным объединения “Укрметаллургпром”, в первом полугодии производство валового кокса выросло на 27% до 5,5 млн. т. Это позволило отечественным металлургическим предприятиям на 33% урезать импорт готового кокса до 535 тыс. т (данные Госстата). Традиционно эту продукцию из Польши импортирует ПАО “АрселорМиттал Кривой Рог” (АМКР) с родственного предприятия ArcelorMittal Poland.

В первой половине года из Польши завезли 382,5 тыс. т кокса. Еще одним крупным поставщиком выступает Россия, откуда было импортировано 268,6 тыс. т. Российский кокс закупают лишь несколько украинских метпредприятий, причем не из-за дефицита на внутреннем рынке, а из-за более высокого качества. В текущем году незначительные объемы ввозили ММК им. Ильича и “Запорожсталь”.

Важной проблемой национальной коксохимии остается близость крупнейшего в Европе Авдеевского коксохимического завода (АКХЗ) к линии фронта. Время от времени его инфраструктура, в первую очередь железная дорога и вводы электроэнергии, попадает под огонь террористов. Как результат, предприятие прекращает выдачу кокса или вынуждено ремонтировать основные агрегаты. В этом году такие остановки случались и в июне, и во второй половине июля, однако через пару дней производство восстанавливалось.

По словам Мусы Магомедова, гендиректора завода, снова и снова восстанавливать работу под огнем сложно и страшно, но это неизбежно. “Выспимся в следующей жизни”, – добавляет топ-менеджер. На работу коксохимиков повлияло и то, что в начале лета в зоне АТО возникли сложности с отгрузкой кокса и доставкой коксующихся углей по железной дороге. Прежде всего это коснулось предприятий, расположенных по ту сторону линии разграничения: “Алчевсккокса”, “Макеевкокса”, Ясиновского КХЗ.

Как отмечает глава ассоциации “Укркокс” Анатолий Старовойт, эти заводы были вынуждены работать на склад из-за прекращения “Укрзализныцей” железнодорожного сообщения с неконтролируемой территорией. Благо, что в июле ж/д сообщение было восстановлено, поэтому проблема ослабла. Но в связи с тенденцией роста выпуска кокса увеличилось и потребление коксующихся углей. По данным “Укрметаллургпрома”, за первую половину года коксохимикам поставлено 3 млн. т украинских углей (рост на 9% год к году) и 6,1 млн. т зарубежных (рост 33%).

“Коксохимия Украины остается зависимой от угольного импорта, и с началом боевых действий на востоке страны эта зависимость только усилилась из-за трудностей с доставкой донбасской продукции”, – комментирует Старовойт. Если в 2013 г. при производстве 16,6 млн. т кокса понадобилось 11,4 млн. т импортных углей, то в 2015 г. для 11,6 млн. т немногим меньше – 9,9 млн. т. К импорту более качественных углей подталкивает и переход металлургов на технологию вдувания пылеугольного топлива в доменном производстве. Глава “Укркокса” также напоминает, что в стране сформировался профицит углей газовых марок двойного назначения, используемых и в энергетике, и в коксохимии. Минэнергоугля пытается “продавить” расширенную продажу этих углей коксохимзаводам, однако такое сырье плохо подходит для коксования в чистом виде: его лучше смешивать с другими, более традиционными марками “К” или “Ж”.

При сохранении активности на внешних металлорынках и относительной стабильности в зоне АТО (хотя бы на нынешнем уровне), по итогам 2016 г. мы можем рассчитывать на позитивную динамику производства. По данным Анатолия Старовойта, если годовой рост производства сохранится на уровне 20%, то будет выпущено до 14 млн. т кокса, для чего понадобится почти 12 млн. т зарубежного угля. Кроме того, глава ассоциации напоминает, что на АМКР ожидается запуск реконструированных коксовых батарей №5-6 суммарной мощностью 1060 тыс. т/год. На предприятии уже уточнили, что одна из них должна заработать до конца текущего года, а вторая в 2018 г. Благодаря этому ввоз кокса из Польши может заметно сократиться, а вот украинское производство, наоборот, увеличится. (Дело/Металл Украины и мира)

Exit mobile version