Российские металлурги опасаются повторного защитного расследования Турции по импорту плоского горячекатаного проката (HRC) из России, Китая и с Украины и пытаются предотвратить угрозу на уровне межправительственных переговоров. Несмотря на улучшение отношений Москвы и Анкары, Турция уже начала два защитных расследования, затрагивающих РФ, и металлурги могут получить пошлины на экспорт, достигающий 40 млрд. руб. в год. По мнению аналитиков, вопрос будет решаться прежде всего в политической плоскости.
Как рассказали источники “Ъ” среди металлургов, ассоциация “Русская сталь” в первой половине ноября направила Минэкономики и Минпромторгу просьбы о содействии в предотвращении торговых ограничений для экспорта стали. Речь идет прежде всего о возможности повторного антидемпингового расследования Турцией импорта HRC из России и других стран. Помощь нужна и для предотвращения введения пошлин на импорт холоднокатаного проката в Египте, но объем этого рынка невелик (поставки из РФ – около 20 тыс. т в год), что вообще ставит под вопрос включение России в начатое в октябре расследование.
В январе 2015 г. Турция, ввозившая в 2012-2014 гг. около 3 млн. т HRC на $1,8 млрд. ежегодно, начала расследование против поставок из РФ, Китая, Словакии, Японии, Франции, Румынии и с Украины по заявлению местных металлургов. РФ обеспечивала около 20% импорта, или 600 тыс. т в год, экспортеры – НЛМК Владимира Лисина, “Северсталь” Алексея Мордашова и ММК Виктора Рашникова, которая в основном поставляет прокат своему MMK Metalurji. В январе, на фоне обострения российско-турецких отношений, Минэкономики Турции насчитало металлургам РФ пошлины на уровне 13,66%, хотя за полгода до этого местные чиновники демпинговой маржи в этих поставках не выявляли. В апреле турецкие металлурги неожиданно отозвали заявление, расследование было прекращено. Источники “Ъ”, знакомые с ситуацией, объясняли, что причина в слабой позиции заявителей в случае оспаривания пошлин в суде при ВТО (данные статистики не позволяли доказать ущерб) и давлении со стороны потребителей. Впрочем, тогда же в НЛМК говорили о подготовке нового расследования. В июле, уже после резкого улучшения отношений двух стран, такую возможность подтверждал замминистра экономики Алексей Лихачев.
И действительно, в середине октября директор по маркетингу и продажам крупнейшей турецкой сталелитейной группы Erdemir Group Хаяти Косоглу заявил, что она вместе с другими металлургами страны подала заявление о проведении нового антидемпингового расследования по импорту HRC из Китая, России и с Украины. Источники “Ъ” в отрасли объясняют, что по процедуре турецкие власти должны принять решение о начале расследования или отказе в нем в течение 30-40 дней. По их информации, Турция может параллельно начать и компенсационное расследование в отношении получения экспортерами госсубсидий.
Поэтому, говорят источники “Ъ”, “Русская сталь” просит чиновников учесть угрозу “в повестке российско-турецких отношений” и предотвратить введение пошлин. “Турция продолжает настаивать на снятии ограничений по поставкам своих товаров в Россию, получить внятного ответа о расследовании мы до сих пор не можем”, – подчеркивает один из собеседников “Ъ”. По его данным, поставки HRC в Турцию приносят металлургам РФ около 40 млрд. руб. в год. Другой источник “Ъ” добавляет, что в целом на сталь приходится до 25% российского экспорта в Турцию. Platts со ссылкой на данные Turkish Statistical Institute сообщало, что поставки HRC из РФ в Турцию в первом полугодии выросли на четверть, до 790 тыс. т.
В “Русской стали” подтвердили отправку письма, в Минэкономики – что рассматривают обращение. В министерстве уточнили, что его задача в данном случае заключается в установлении непосредственного контакта с уполномоченным органом власти той или иной страны для оперативного получения всех материалов расследований, их анализа, предоставления комментариев на всех этапах расследований, участия в публичных слушаниях. За последние годы не раз удавалось добиваться успеха, уверяют в Минэкономики: предотвращены компенсационные пошлины в отношении импорта стали в Канаду, США и другие страны, в несколько раз снижен размер пошлины на поставки политетрафторэтилена в Индию, устранена антидемпинговая пошлина в отношении импорта кальцинированной соды в эту же страну.
В НЛМК утверждают, что между российскими металлургами и турецкими машиностроителями “за долгие годы сложилась единая кооперационная цепочка”: прокат из РФ перерабатывается в Турции в готовую продукцию, которая возвращается в Россию или экспортируется в ЕС. “Турецкие потребители регулярно получают сталь в нужном объеме, заданного качества и по конкурентным ценам”, – заверяют в НЛМК, указывая, что “ведут конструктивный диалог с турецкими коллегами и видят понимание с их стороны”. В “Северстали” подтверждают “слухи о расследовании”, но надеются, что в ближайшее время оно не начнется. В ММК отказались от комментариев. Два металлурга считают возобновление расследования маловероятным, два других – вполне возможным. В ноябре Турция уже начала расследование по импорту бумаги из ряда стран, включая РФ, а в июне – по импорту российского стекла. В Минэкономики и МИД Турции, отраслевой ассоциации Turkish Iron And Steel Producers Association и Erdemir Group не ответили “Ъ”.
С учетом роста экспорта в первом полугодии в целом за 2016 г. поставки российского HRC в Турцию могут быть на уровне 1,5 млн. т, это существенный объем даже с учетом внутригрупповых поставок ММК, считает Андрей Лобазов из “Атона”. По его мнению, обращение металлургов к правительству логично: решение о включении РФ в расследование по прокату сейчас может приниматься прежде всего исходя из политики, а не экономики. (Коммерсант/Металл Украины и мира)