Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) пожаловался в ФАС на рост цен у российских изготовителей цельнокатаных колес (ЦКК) колесных пар за год более чем на 30%, пишет газета “Коммерсант”.
В частности, СОЖТ просит ФАС проверить правомерность “значительного повышения цен” изготовителями цельнокатаных колес и взять ситуацию под контроль. Такое письмо союз направил в ФАС 20 января. В ФАС подтвердили получение письма, добавив, что оно находится в работе.
Колеса производят Выксунский металлургический завод (ВМЗ, входит в Объединенную металлургическую компанию (ОМК) Анатолия Седых) и “ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат” (“ЕВРАЗ НТМК”, входит в группу Evraz, принадлежащую Роману Абрамовичу и партнерам). На них, по данным СОЖТ, приходится до 90% поставок. Остальной объем – продукция украинской компании “Интерпайп”.
СОЖТ отмечает, что с января 2016 г. рыночная стоимость ЦКК российских производителей повысилась на треть. При этом, по прогнозам отраслевого сообщества, потребности рынка в ЦКК вскоре значительно увеличатся. При жизненном цикле ЦКК в среднем шесть-семь лет с 2017 г. “прогнозируется массовая их замена у колесных пар вагонов, принятых на сеть в 2010-2012 гг. – на пике активного обновления парка”, говорится в письме.
Собеседник на рынке объясняет, что в период 2015-2016 гг. произошло массовое списание грузовых вагонов (около 200 тыс. единиц), что привело к снижению спроса на ЦКК, поскольку при ремонтах зачастую использовались детали со списанных вагонов. Но в 2017 г. и в будущие периоды ситуация однозначно изменится, говорит он: уже сейчас рынок ощущает повышение спроса на цельнокатаные колеса по сравнению с 2016 г. По его словам, производственные мощности российских изготовителей позволяют удовлетворить растущий спрос, но на практике они заинтересованы в существовании дефицита.
Представитель ОМК пояснил, что ВМЗ реализует колеса по рыночным ценам, “завод в четвертом квартале 2016 г. – начале 2017 г. произвел незначительные корректировки в ценах на колеса в связи со значительным ростом цен на металлургическое сырье”. Все заявки, которые поступают сегодня на ВМЗ, предприятие удовлетворяет в полной мере, поясняют в ОМК (мощность ВМЗ по колесам – до 850 тыс. штук в год). Для удовлетворения спроса ВМЗ заключил десятилетний контракт на поставку колесной заготовки с заводом “Уральская сталь”, отметили в ОМК.
Источник в ОАО «РЖД» говорит, что в октябре прошлого года в “Торговый дом РЖД” (ТД РЖД) поступило обращение от “ОМК-Сталь” с предложением об индексации цен с 1 января. Производитель объяснил, что только по причине роста цен на сырье расчетная индексация цены на ЦКК должна была составить более 36%. Сейчас ТД РЖД и производитель “рассматривают варианты сотрудничества без ущемления интересов всех участников рынка”, говорит собеседник .
В Evraz сообщили, что в связи с возросшим спросом рост производства колес в 2017 г. на комбинате составит до 20%. Управляющий директор “ЕВРАЗ НТМК” Алексей Кушнарев подтверждает повышение спроса на ЦКК. “В этом году мы увеличим производство российских грузовых колес, начнем отгрузки для “Ласточки”, а также параллельно будем расширять линейку продукции и выходить на новые рынки – у нас для этого достаточно ресурсов””, – добавляет он.
Глава агентства “Infoline-Аналитика” Михаил Бурмистров отмечает, что металлурги пытаются максимально использовать благоприятную конъюнктуру рынка, которая связана с совпадением роста спроса на новые вагоны и планируемыми на 2017 г. заменами колесных пар. Мощностей российских производителей достаточно для обеспечения колесами как вагоностроительных, так и вагоноремонтных предприятий даже без поставок колес с Украины, считает он. В то же время олигополистический характер рынка и агрессивная ценовая политика российских металлургов практически исключают возможность стабилизации цен без вмешательства ФАС, говорит эксперт. (Uaprom.info/Металл Украины и мира)