Прогнозы по рынку железной руды становятся все более расплывчатыми: хотя тенденции в отношении поставок практически очевидны, предсказать уровень спроса – непростая задача. Этот уровень зависит, в первую очередь, от закупок крупнейшего потребителя – Китая, но ручное управление экономикой в Поднебесной зачастую приводит к непредсказуемым последствиям. Тем не менее большинство аналитиков считает, что уровень, на который вышли цены в результате прошлогоднего скачка, не может быть устойчивым, и следует ожидать существенной коррекции.
В 2016 г. китайский импорт железной руды увеличился на 7,5% и достиг рекордного уровня 1,024 млрд. т. Как подсчитали в Bloomberg, при этом средняя скорость импорта составила 32 т/сек. Такой скачок не прогнозировался. Китайское правительство задействовало очередные меры стимулирования экономического подъема, а это повлекло за собой неожиданное расширение объемов производства стали, которое, как теперь объясняют эксперты, в комбинации с сокращением местной добычи сырья вызвало повышение спроса на руду. В результате в 2016 г. прирост цен составил 81%, причем в 4-м квартале базовая цена подскочила на 41%. При этом прогноз на текущий год зависит от способности Китая поглотить еще большие объемы сталелитейного сырья, поскольку Австралия и Бразилия продолжат увеличивать добычу.
По прогнозу австралийских правительственных экспертов, Китай закупит 1,047 млрд. т руды в 2017 г. и 1,049 млрд. т – в 2018 г. При этом ожидается снижение цен на фоне торможения спроса и увеличения поставок. Так, бразильская Vale завершает реализацию крупнейшего в мире железорудного проекта S11D стоимостью $14 млрд. и начала промышленную добычу, которую планирует в 2020 г. довести до 90 млн. т. Расширяют добычу и некоторые более мелкие производители.
Учитывая эти перспективы, многие банки, включая Morgan Stanley, предсказывают снижение цен, такого же мнения придерживаются в RBC Capital Markets (по данным Bloomberg, прогнозы этой фирмы на 4-й квартал оказались самыми точными). А главный экономист Westpac Banking Corp. Джастин Смирк говорит, что цены будут падать, даже если китайский импорт продолжит расти, поскольку для существенного повышения спроса оснований не наблюдается.
Снижение цен в 2017 г. предсказывают также Всемирный банк и Goldman Sachs Group. В опубликованном недавно ежеквартальном “Обзоре сырьевых рынков” эксперты Всемирного банка отмечают начало промышленной добычи на бразильском месторождении S11D и утверждают, что на этом фоне увеличение поставок лома и ожидаемое сокращение производства стали в Китае окажут серьезное давление на цены. Аналогичные предпосылки используют для своих прогнозов в Goldman Sachs и Barclays. Эксперты Barclays говорят, что нынешний уровень цен нестабилен, поскольку китайский подъем может замедлиться, а рынок переполнят новые поставки, причем это произойдет именно тогда, когда спрос на высококачественную руду ослабеет. При этом, по оценкам Barclays, в третьем квартале, когда китайский рынок недвижимости начнет остывать, цены упадут до менее $50.
Аналитики Citigroup тоже полагают, что недавний подъем частично объясняется недостатком высококачественной руды, который сохраняется, несмотря на общее увеличение морских поставок. Хотя Citigroup повысил прогноз на 1-й и 2-й кварталы до $77 и $70 соответственно, аналитики банка предсказывают спад в 4-м квартале до $53/т.
Однако эксперты сингапурской биржи, на которой торгуются железорудные фьючерсы, настроены более оптимистично. По их прогнозу, китайский импорт в 2017 г. будет увеличиваться, как и оборот морской торговли в целом, при этом цены останутся стабильными или повысятся.
Ресурсный аналитик MineLife Pty Гэвин Уэндт говорит, что в настоящее время одним из главных факторов, движущих цены вверх, становится смещение производства в сторону стальной продукции премиум-класса, к которому китайское правительство подталкивает заводы, поскольку для этого требуется больше высококачественной руды из Бразилии и Австралии.
С другой стороны, в последние недели движение цен не соответствует базовым показателям, кроме того, правительство Китая обещает продолжить сокращение сталелитейных мощностей. Поэтому в пекинском филиале CRU Group считают, что главную роль в ценовой динамике играет спекулятивный фактор.
С этим тезисом согласен управляющий директор JSW Steel Сешагири Рао. Он говорит, что ценовая динамика остается большой загадкой – цены колеблются вблизи $81/т, несмотря на обилие поставок и рекордный уровень запасов в китайских портах. По его словам, “с точки зрения запасов, поставок и спроса, нет причин для таких цен”. На фоне расширения поставок с низкозатратных месторождений Австралии и Бразилии эта тенденция выглядит странно. В частности, поставки Rio Tinto в 4-м квартале были выше запланированных, и ожидается, что в 2017 г. экспорт этой группы составит 330-340 млн. т. По мнению С.Рао, этот рост цен связан с торговлей фьючерсами, и можно ожидать коррекции примерно до $60/т.
С другой стороны, Australia & New Zealand Banking Group (ANZ) предупреждает, что на ценовые тенденции могут повлиять китайские горнорудные компании, поскольку подъем цен до двухлетнего максимума создает им стимулы для расширения добычи. За последние три года эти производители сократили выпуск более чем на 60%, и если они увеличат добычу до уровня, который наблюдался, когда цены в последний раз превышали $80, на рынок вернутся 50 млн. т остановленных ранее мощностей. Впрочем, в ANZ считают такой сценарий маловероятным, поскольку экспортеры установили прочные связи с покупателями, и сейчас обеспечивают около 90% китайского потребления руды.
По данным Китайского бюро статистики, в 2016 г. национальное производство стали увеличилось до 808,4 млн. т, причем в декабре выпуск составил 67,22 млн. т (годовой прирост – 3,2%). В ANZ полагают, что оптимизм производителей стали останется основным драйвером цен в краткосрочном плане, и для их значительного снижения нет серьезных оснований. Если, разумеется, в игру не вступят национальные железорудные компании. (МинПром/Металл Украины и мира)