В этом году Украина впервые в истории может импортировать лома черных металлов больше, чем отправит на экспорт. Согласно прогнозам трубно-колесной компании “Интерпайп”, в 2017 г. в Украине будет заготовлено 2,9-3,1 млн. т металлолома. В 2016 г. объем заготовки лома составил 3,5 млн. т.
Потребность украинских меткомбинатов в металлоломе в этом году составит 4 млн. т. Таким образом, в Украине ожидается дефицит лома около 0,9 млн. т, говорится в прогнозе отраслевой ассоциации “Укрметаллургпром”. Стоит отметить, что президент Украинской ассоциации вторичных металлов Владимир Бублей прогнозирует в 2017 г. ломозаготовку в объеме 4,5 млн. т.
Глава ассоциации металлургов “Укрметаллургпром” Александр Каленков считает такие прогнозы ломозаготовителей оптимистичными. “Цифры “Интерпайпа” более консервативны, потому что основаны на результатах 2016 г.”, – говорит Каленков. В течение ближайших пяти лет, по прогнозам металлургов, объемы ломозаготовки в Украине продолжат снижаться. Согласно статистике “Укрметаллургпрома”, это происходит с 2000 г. По сравнению с советским периодом потребление металла на внутреннем рынке Украины сократилось на 95%, свидетельствуют данные агентства CRU Independent Authority.
В 1989 г. Украина потребила 74 млн. т лома, в 2000 г. – 13 млн. т, в 2007 г. – 10 млн. т, а в 2016 г. – 4 млн. т. То есть образования нового лома практически не происходит по причине истощения основных источников его происхождения. “У нас практически весь металлолом – амортизационный. То есть не лом, который образуется в результате машиностроения”, – говорит директор ГП “Укрпромвнешэкспертиза” Владимир Власюк.
Почему так? По словам Власюка, потому что машиностроение в Украине находится в стагнации. Металлолома, который образуется на машиностроительных заводах сейчас мало. “Почти весь украинский лом – это порезка старого оборудования и инфраструктуры. Но поскольку объем капитальных инвестиций у нас упал (отношение капинвестиций к ВВП было менее 12%, что является историческим минимумом) это означает, что у нас низкие темпы замены старых фондов. Медленно происходит вывод фондов из эксплуатации и порезка на металлолом. Это все в сумме привело к дефициту металлолома”, – говорит он.
В 2015 г. из Украины было экспортировано 1,2 млн. т металлолома. В 2016 г. объемы экспорта упали до 272 тыс. т. Сильное падение экспортных поставок лома в 2016 г., кроме падения объемов ломозагототовки, объясняется еще и тем, что: украинские металлургические холдинги, потребляющие лом, добились блокирования регистрации экспортных контрактов; до сентября, пока действовала пошлина на вывоз лома в 10 евро с ты, украинские металлурги выкупали лом по цене, выше экспортного паритета; в сентябре пошлина на вывоз лома была увеличена с 10 до 30 евро/т.
Однако, в сентябре 2017 г. действие пошлины, увеличенной до 30 евро/т, закончится, после чего она вернется к прежнему значению в 10 евро/т. Против длительного действия пошлины в размере 30 евро/т выступает Европейский союз, который настаивает на сохранении принципов свободной торговли. Как следует из таможенной статистики, которая есть в распоряжении БЦ, “принципы сводной торговли” более всего играют на руку интересам Турции. Туда отправляется практически весь украинский металлолом. Между тем, Турция является основным конкурентом Украины на внешних рынках металлургической продукции.
Украинские металлурги уже заявили, что будут выступать за продление пошлины 30 евро/т на лом. “Этим нужно заниматься сейчас: консультироваться с ассоциацией ломозаготовителей и с Минэкономразвития, – говорит президент “Укрметаллургпрома” Александр Каленков. – Я думаю, что нужно продлевать на какой-то период ту пошлину, которая сейчас существует. Лучше, на три года, чтобы был запас прочности”.
По словам представителя объединения металлургов, украинский ГМК сейчас испытывает большие трудности. Особенно с учетом блокады транспортных путей на востоке страны. Рынок экспорта металлолома всегда находился в тени. Госбюджет Украины практически ничего от него не получал, кроме пошлины, которая до последнего повышения составляла 10 евро/т. В тоже время, металлолом – стратегически важное сырье для металлургов, которые, наравне с агротрейдерами и экспортерами продуктов питания, являются главными поставщиками валюты в страну. В 2016 г. Украина экспортировала металлопрокат на $5,93 млрд.
По расчетам ассоциации “Укрметаллургпром”, государство получает в 8-10 раз больше с 1 т металлолома, переработанного в металл и проданного за рубеж, нежели от экспорта тонны металлолома. Если пошлина на экспорт металлолома в размере 30 евро/т не будет продлена, то Украина фактически продолжит финансировать главных конкурентов украинской металлургии и терять валютную выручку.
БЦ обратился с запросом в Минэкономразвития – готовит ли министерство законопроект о продлении действия пошлины в 30 евро/т лома? Ответа на момент публикации не пришло. Объем валютной выручки от проданных на экспорт товаров, непосредственно влияет на стабильность курса гривни и возможность Украины выполнять взятые на себя обязательства. “Мы вступаем в период, когда лома будет становиться все меньше, а потребность в нем будет расти. Сейчас тот самый момент, когда государству время определиться с экономической моделью: способствовать производству готовой продукции в Украине или становиться сырьевым экспортером, – говорит Денис Морозов, директор по экономике и финансам “Интерпайп”. По его словам, снижение пошлины и, как следствие, подорожание лома в стране, приведет к ухудшению конкурентных позиций украинских металлургов на экспортных рынках.
В компании прогнозируют, что в 2017 г. цена лома в Украине будет выше импортного паритета с турецкой ценой за исключением кратковременных периодов пикового спроса в Турции. В условиях нехватки сырья металлурги будут конкурировать за его покупку не с экспортерами лома, а между собой, что и станет главным фактором, влияющим на цену, говорится в сообщении “Интерпайп”.
Аналогичная ситуация была и в 2016 г.: 8 из 12 месяцев украинские заводы платили за лом выше турецких цен. Для примера, в сентябре – декабре 2016 г. внутренние цены на лом превышали турецкие на 28%. На 2017 г. запланирована масштабная замена вагонного состава “Укразализныци”. Соответственно компания будет списывать изношенные вагоны. Расчеты на основе данных УЗ свидетельствуют, что госкомпания обладает запасами лома на уровне 400 – 450 тыс. т, что превышает месячное потребление в стране. Появление на рынке этого объема существенно повлияло бы на обеспечение металлургов сырьем. Кроме того, потенциальными факторами роста объемов образования лома может быть увеличение производства машиностроительной продукции, модернизация жилищно-коммунального хозяйства и трубопроводной инфраструктуры.
Самой большой проблемой в условиях дефицита лома станет его импорт. Украина импортирует лом из России или Казахстана. Однако объемы импорта – очень низки. В 2016 г. из этих стран было завезено всего 22 тыс. т лома и брикетированное железо, объемы которого не превышали 100 тыс. т. “Удастся ли увеличить объем закупки из России или Казахстана, учитывая политическую ситуацию? Я сомневаюсь в этом”, – говорит глава “Укрметаллургпрома” Александр Каленков. (Biz.censor.net.ua/Металл Украины и мира)