В результате блокады транспортного сообщения с не контролируемой Украиной территорией Донбасса (НКТ) отечественный горно-металлургический комплекс (ГМК) находится в состоянии разрыва технологических цепочек и критического спада объемов производства, а государство – непрогнозированных всесторонних потерь.
Согласно данным ПХО “Укрметаллургпром”, обнародованным на последнем балансовом совещании представителей предприятий отечественного ГМК, по состоянию на 14 марта, в Украине работали лишь 17 из 28 действующих доменных печей (61%), 13 конвертеров из 21 (62%), семь мартеновских печей из 9 (78%) и шесть электропечей из 16 (38%). Как подчеркнули в ПХО, это положение дел сложилось в результате вызванной блокадой транспортного сообщения с НКТ Донбасса полной остановки работы или критического спада объемов производства на ряде ключевых предприятий украинского ГМК, информируют Экономические Известия.
“Алчевский металлургический комбинат (АМК), в том числе его коксохимическое подразделение, был остановлен 13 февраля, Енакиевский металлургический завод (ЕМЗ) – 21 февраля, его филиал – Макеевский металлургический завод (ММЗ) – 25 февраля, металлургический завод “Донецксталь” – 26 февраля. Кроме того, был остановлен Ясиновский коксохимический завод (КХЗ); а Енакиевский КХЗ и “Макеевкокс” продолжают производить кокс в минимальных объемах – 20% и 40% от обычного уровня – при предельно увеличенных периодах коксования и последующей отгрузкой продукции на склад; и, наконец, уже традиционно с перебоями работает и Авдеевский КХЗ”, – напомнили в “Укрметаллургпроме”.
Как долго функционирование отечественного ГМК будет парализовано транспортной блокадой, не могут спрогнозировать даже самые квалифицированные отраслевые специалисты, а потому – пока украинские металлурги готовятся к сокращению объемов производства и подсчитывают потенциальные убытки.
Первым, 13 февраля, был остановлен Алчевский металлургический комбинат” (АМК). “Блокада железнодорожного сообщения с контролируемой Украиной территорией повлекла за собой срыв поставок железорудного сырья (ЖРС) с принадлежащих группе “Метинвест” и находящихся в Днепропетровской области горно-обогатительных комбинатов (ГОК), вследствие чего предприятие приостановило работу”, – уточнили в пресс-службе АМК.
А уже 16 февраля руководство владеющей предприятием корпорации “Индустриальный союз Донбасса” (ИСД) официально заявило о прекращении всякой производственной деятельности на АМК – выплавки чугуна, стали, выпуска проката, производства кокса и электроэнергии.
Наряду с этим оно сообщило о том, что, в свою очередь, из-за срыва поставок кокса из Алчевска, на грани остановки оказался и принадлежащий ей Днепровский металлургический комбинат (ДнепрМК). “В частности, это произошло в связи с остановкой работы Алчевского КХЗ, но в целом – из-за крайней дестабилизации функционирования большинства коксохимических предприятий страны или полного прекращения их деятельности. Вообще, в настоящее время ситуация с обеспечением всех украинских метпредприятий коксом, одним из основных видов металлургического сырья, является критической”, – подчеркнули в ИСД.
Некоторое время спустя, 7 марта, корпорация обнародовала первые данные о собственных производственных и финансовых потерях, позволяющие судить о масштабах ущерба, нанесенного всему отечественному ГМК в целом. Так, только с 13 февраля по 6 марта АМК не произвел 128,1 тыс. т чугуна, 139,2 тыс. т стали, 89,3 тыс. т слябов и 39,5 тыс. т металлопроката; ДнепрМК недопроизвел 136,5 тыс. т чугуна и 143,5 тыс. т квадратной заготовки, а Алчевский КХЗ не произвел 115,5 тыс. т кокса.
В результате АМК не осуществил поставки слябов европейским потребителям на общую сумму почти $36,2 млн. и металлопроката на общую сумму почти $19,5 млн., а ДнепрМК не смог реализовать на внешних рынках 143,5 тыс. т квадратной заготовки на общую сумму почти $52,5 млн. Кроме того, компания “Экоэнергия” не произвела 24,9 мВт/ч электроэнергии. В конечном счете только в течение трех недель совокупные потери всех трех предприятий составили $55,7 млн.
Вслед за ИСД была вынуждена остановить работу нескольких собственных предприятий группа “Метинвест”. Так, 20 февраля полностью прекратил производственную деятельность Енакиевский металлургический завод (ЕМЗ). “С самого начала боевых действий в Донбассе ЕМЗ приходилось работать в условиях крайне неритмичных поставок ЖРС. Однако после того как активисты заблокировали железнодорожное сообщение на перегоне Ясиноватая-Скотоватая, ввоз сырья на предприятие и вывоз с него готовой продукции стал в принципе невозможен, – уточняет группа в пресс-релизе на Ирландской фондовой бирже. – В настоящее время на заводе окончены работы по подготовке к временной консервации производства: произведено выдувание доменных печей №3 и №5, а также прекращена работа конвертерного цеха”. Через несколько дней после ЕМЗ – 25 февраля – был остановлен также его филиал, ММЗ.
Наряду с этим, так же, как и у принадлежащего ИСД и находящегося на контролируемой украинскими властями территории ДнепрМК, возникли трудности с обеспечением коксом у меткомбината “Азовсталь” и у Мариупольского металлургического комбината (ММК) им. Ильича. “Для изготовления кокса необходимого для этих предприятий качества необходимо 8-9 сортов угля, однако вследствие прекращения его поставок с шахт, находящихся на НКТ, и угледобывающих предприятий, входящих в состав холдинга “Краснодонуголь”, на Авдеевский КХЗ, а также – перебоев в работе самого коксохимического завода, они были вынуждены переориентироваться на закупки сырья в России и США. И поскольку они не осуществляются в нужном объеме, группе – для сохранения производственной деятельности – приходится делить железнодорожный состав с сырьем между двумя меткомбинатами”, – уточняет генеральный директор “Азовстали” Энвер Цкитишвили.
Более того, переориентация на импортное сырье, разумеется, повлекла за собой изрядные дополнительные расходы. “За время блокады объем издержек меткомбината “Азовсталь”, связанных с удорожанием угля и кокса, составил несколько миллионов гривен в сутки. В принципе, цена российского кокса превышает размер себестоимости производимого на меткомбинате чугуна”, – подчеркнул Цкитишвили. “С начала блокады объем поставок кокса на ММК им. Ильича сократился на 30%. А общий объем издержек, вызванных переходом на альтернативные источники сырья, достиг 4 млн. грн. в сутки”, – добавил генеральный директор ММК им. Ильича Юрий Зинченко.
По этой причине, согласно данным “Метинвеста”, к концу февраля “Азовсталь” была вынуждена сократить объемы производства до 55% проектной мощности при наличии заказов, как минимум, на 80-85%, а ММК им. Ильича – до менее чем 50%. Более того, из-за сложившегося положения дел меткомбинатам также пришлось пересмотреть свои производственные планы на ближайшее время.
“Изначально, в этом году руководство “Азовстали” намеревалось увеличить объемы производства на 0,8-0,9 млн. т – до 4,2-4,3 млн. т, однако теперь предполагает, что они составят не более 3,15 млн. т. То есть, если ситуация не изменится и украинский ГМК будет продолжать работать в режиме блокады, скорее всего, в течение года “Азовсталь” не сможет выпустить даже 3 млн. т готовой продукции”, – предположил Цкитишвили. Вполне естественно, что, кроме сокращения объемов производства, меткомбинаты начали сворачивать реализацию инвестиционных программ и перешли в режим жесткой экономии.
Как бы то ни было, но эксперты ИК Dragon Capital полагают, что в целом для группы объем ущерба от блокады и утраты контроля над некоторыми предприятиями окажется некритичным. Первоначально они предполагали, что размер ежемесячного убытка “Метинвеста”, обусловленного остановкой ЕМЗ, ММЗ и “Краснодонугля”, составит 30 млн. долларов. Но впоследствии пришли к выводу, что он не превысит $6-10 млн. “Исходный прогноз базировался на чрезмерно пессимистической оценке возможностей группы перенаправить потоки нереализуемого в связи с блокадой ЖРС на другие рынки, – пояснили в Dragon Capital. – Тем не менее, нынешний рост цен на этот вид сырья позволит ей в значительной степени восполнить маржу от сокращения объемов производства стали”.
То есть, в отличие от ИСД, “Метинвест”, как и всегда в более или менее трудные времена, сможет воспользоваться возможностями, которые ему дает наличие избыточной сырьевой базы, и перекрыть ущерб, нанесенный блокадой его сталелитейному бизнесу, усилением горнорудного сегмента.
К концу февраля также окончательно остановил производственную деятельность и входящий в состав группы “Донецксталь” Донецкий металлургический завод (ДМЗ). “Предприятие давно работало одной доменной печью – ДП №1, которая выплавляла в среднем 1,5 тыс. т чугуна в сутки. Однако из-за прекращения поставок ЖРС и других видов сырья оно было вынуждено остановить и ее”, – уточнили в пресс-службе ДМЗ.
И, наконец, в конце первой декады марта обеспокоенность “возможными негативными последствиями блокады железнодорожного сообщения на востоке Украины” выразило и руководство компании ArcelorMittal, владеющей меткомбинатом “ArcelorMittal-Кривой Рог”. В распространенном им заявлении оно констатирует, что в настоящее время все структурные подразделения и переделы предприятия работают в штатном режиме. Однако уже сейчас оно озабочено вероятной нехваткой углей определенных марок, необходимых для агломерационного и металлургического производств.
“Запасы этих видов сырья заканчиваются, а потому – компания обеспокоена возможными рисками перебоев в будущих поставках. В конечном счете, блокада вывоза угля с НКТ Донбасса ставит под угрозу стабильность энергоснабжения предприятия, а также – обеспечения необходимыми для производственной деятельности видами сырья. Что чревато, как минимум, сокращением объемов выпуска конечной продукции”, – предостерегли в компании.
Вполне вероятно, что власти Украины изначально в должной мере не оценили потенциальные последствия блокады НКТ Донбасса ни для отечественного ГМК, ни для экономики страны в целом. “Что весь украинский ГМК образован множеством неразрывных производственно-логистических цепочек. Так, бОльшая часть коксующихся углей поступает с НКТ на коксохимические заводы, размещенные как на контролируемой территории, так и на НКТ. В свою очередь ЖРС поступает с ГОКов, находящихся на территории, контролируемой Украиной, как на метпредприятия, расположенные на НКТ, так и вне ее. Поэтому роль транспортной инфраструктуры в деятельности отечественного ГМК чрезвычайно велика”, – пояснил президент ПХО “Укрметаллургпром” Александр Каленков.
Ныне же большинство логистических, а значит и производственных цепочек оборвано. “Разумеется, потребители могут переориентироваться на других поставщиков, изменить логистику, но это приведет к удорожанию сырья примерно в 1,5 раза. И во многих случаях этот вариант является неприемлемым, поскольку рост себестоимости производства критически снижает конкурентоспособность конечного продукта”, – уточнил он.
Вследствие этого, согласно данным “Укрметаллургпрома”, как минимум в апреле объем выплавки чугуна в Украине сократится на 21% до 1,5 млн. т, стали – на 15% до 1,7 млн. т, а объем производства проката – на 16,7% до 1,5 млн. т.
В целом, как констатируют эксперты, вызванный блокадой НКТ Донбасса развал работы отечественного ГМК нанесет экономике Украины как прямой, так и опосредованный ущерб. И если масштабы первого они уже примерно определили, то масштабы второго пока оценивают лишь в общих чертах. “Предположительно только ежемесячные потери группы “Метинвест” составят $6-10 млн. Однако это вертикально-интегрированная компания, которая тем самым многократно застрахована от всякого рода эксцессов и колебаний конъюнктуры рынка. Положение многих других украинских компаний на порядок хуже. Поэтому в целом убытки страны нарастают как снежный ком от каждого непропущенного через линию разграничения вагона с углем, коксом, рудой, готовой продукцией. В результате, к концу года Госбюджет потеряет примерно 2,5-3 млрд. грн. налоговых поступлений и 2,5 млрд. долларов валютной выручки”, – констатировал глава Федерации металлургов Украины (ФМУ) Сергей Беленький.
По мнению же Каленкова, прямой ущерб для госбюджета страны будет несколько бОльшим объем налоговых поступлений сократится примерно на 4 млрд. грн., а валютной выручки – на $3,5 млрд.
Что касается опосредованного ущерба, то он будет обусловлен соответствующим “проседанием” всех связанных с ГМК отраслей и окажется на порядок бОльшим. “Так, ГМК является крупнейшей энергопотребляющей отраслью. С ним непосредственно связан ферросплавный сегмент, а также большинство металлопотребителей и т. д. А значит – предполагаемые бюджетные потери возрастут еще как минимум на 30-50%”, – отметил Каленков. В свою очередь премьер-министр оппозиционного правительства Борис Колесников добавил, что не менее пагубные последствия развал работы ГМК будет иметь и для транспортной сферы (железной дороги и портов). (Елена Герасимова, Экономические известия/Металл Украины и мира)