Украинская металлургия тяжело пережила последствия железнодорожной блокады ОРДЛО, которая началась в конце января 2017 г. По данным объединения предприятий “Укрметаллургпром”, производство основных видов продукции на отечественных металлургических предприятиях за пять месяцев просто обвалилось в годовом исчислении.
Так, выплавка стали сократилась на 18%, чугуна – на 22%, проката – на 20%. При этом отрасль находится на рассвете новой эпохи. Дело в том, что с мая 2017 г. в ее статистических показателях учитываются лишь предприятия, находящиеся на подконтрольной Украине территории.
“Что осталось от отечественной металлургии после блокады? Шесть заводов: “АрселорМиттал Кривой Рог”, мариупольские меткомбинаты “Азовсталь” и ММК им. Ильича, Днепровский меткомбинат, “Запорожсталь” и “Интерпайп сталь”. Остальное осталось “там”, – констатирует представитель “Укрметаллургпрома”. В то же время предприятия, которые остались “тут”, показывают в целом неплохую производственную динамику – выплавка стали снизилась лишь на 7%, чугуна – на 10%, проката – на 10%.
При этом есть все предпосылки для улучшения. В мае украинские металлурги показали рост производства впервые с января, то есть в постблокадный период. Увеличили и будут наращивать загрузку мариупольские активы “Метинвеста”. Авдеевский коксохимический завод, обеспечивающий ММКИ и “Азовсталь” коксом, возобновил работу второго производственного крыла благодаря завершению строительства ЛЭП с подконтрольной Украине территории.
В то же время “Укрзализныця” пока не может обеспечить прохождение через перегон Камыш-Заря – Волноваха, единственного железнодорожного пути на Мариуполь, достаточного количества пар грузовых поездов. Это не позволяет наращивать поставки кокса из Авдеевки и железной руды из Криворожья для роста загрузки мощностей мариупольских металлургических комбинатов.
Из наиболее негативного следует отметить отсутствие ясности в вопросе перезапуска простаивающего Днепровского меткомбината. Рестарт его мощностей смещается уже второй месяц подряд на начало июня. Раньше его собственнику, корпорации «ИСД», не хватало оборотных средств. Сейчас, после возмещения около 1,5 млрд. грн. НДС, остается открытым вопрос снабжения сырьем из-за несогласованности порядка погашения долгов ДМК.
В результате транспортной блокады в ОРДЛО остались три предприятия отрасли: Енакиевский и Донецкий метзаводы, а также Алчевский меткомбинат. Террористические организации “ДНР” и “ЛНР” сразу объявили о “национализации” этих активов, но как минимум до мая они простаивали. Главной проблемой была поставка железной руды. Раньше она поставлялась из Криворожья.
В апреле России и ее кураторам пришлось прорабатывать альтернативные пути снабжения. Сведений о том, что происходит на неподконтрольной территории, мало. К тому же, зачастую они обрывчатые. Тем не менее, известно, что куратором этих предприятий Кремль назначил ЗАО “Внешторгсервис” из Южной Осетии.
Кто стоит за этой структурой, доподлинно не известно, но, по информации liga.net, она принадлежит беглому бизнесмену Сергею Курченко, на которого Москва возложила миссию по снабжению метзаводов рудой, сбыту металлопродукции в России и, по возможности, на экспортных рынках.
Схема поставок руды следующая: российские горнодобытчики отгружают сырье не напрямую в ОРДЛО, а в адрес Росрезерва, который распределяет ее по предприятиям на оккупированных территориях. При этом РЖД предоставило 25-процентную скидку на перевозку ЖРС со станции Череповец-2 на станцию Успенская в Ростовской области и со станции Костомукша-товарная на станцию Лиски в Воронежской области. Эти станции обслуживают в основном активы российской компании “Северсталь”, куда также может поставлять сырье Ковдорский ГОК “Еврохима”, расположенный в Мурманской области.
В конце апреля на ЕМЗ начали раздувку доменной печи №5. В этой процедуре принял участие главарь донецких террористов Александр Захарченко. Он заявил, что 70% продукции будет использоваться “для внутреннего рынка”. Согласно неофициальной информации, в мае потребность метзавода в руде, 160 тыс. т в месяц, была полностью закрыта. Однако предприятие запустило только одну домну из-за того, что не решена проблема сбыта продукции. Сортовой и фасонный прокат вывозится в Ростовскую область, но там лежит на складах без особого движения. Тем не менее, кураторы ЕМЗ рассчитывают нарастить выпуск чугуна в июне до 75 тыс. т по сравнению с 27 тыс. т в мае с соответствующим приростом в разливке стали.
Возобновил работу и Донецкий метзавод. Он пустил доменную печь №2, более полугода находившуюся в резерве. Пока агрегат работает на пониженных мощностях – объем выплавки чугуна не превысил 20 тыс. т. В июне планируется вывести домну на полную загрузку – 50 тыс. т. Однако это будет зависеть от того, сможет ли ДМЗ продавать продукцию на внешних рынках. По сообщениям трейдеров, донецкий чугун после трехмесячного перерыва появился на экспорте. Один турецкий покупатель рискнул купить около 5 тыс. т этого товара. Также сообщается о поставках в Италию. При этом продукция из порта в Ростовской области поставляется с существенным дисконтом. Например, рыночные котировки чугуна составляют около $350/т, тогда как товар ДМЗ торгуется в лучшем случае по $330/т. Демпинг связан с репутационными издержками, на которые покупателям придется идти, соглашаясь приобретать товар с неподконтрольной Украине территории.
Еще меньше информации об Алчевском меткомбинате, который, несмотря на объявленную “национализацию”, до сих пор принадлежит ИСД. По крайней мере, корпорация не объявляла о потере контроля над этим активом с момента остановки алчевского кластера предприятий в середине февраля. Правда, о возобновлении производства также не сообщалось. Сохранение прав собственности на АМК можно увязать с тем, что половину акций ИСД контролируют структуры, связанные с Внешэкономбанком РФ. Поэтому для Кремля нелогично отбирать и передавать в управление Курченко то, что и так принадлежит россиянам.
К тому же для ИСД критически важно договориться с поставщиками сырья о формате пуска ДМК на подконтрольной территории, а уже потом заняться проблемой Алчевска. Хотя АМК важен для корпорации с той точки зрения, что может выпускать стальные полуфабрикаты, необходимые европейским прокатным заводам ИСД в Польше, Венгрии и Чехии. (Экономическая правда/Металл Украины и мира)