Благодаря новым технологиям российские металлургические компании продают продукцию напрямую даже самым маленьким покупателям, пишут Ведомости.
В июне ТМК пустила интернет-магазин “TMK eTrade”, сообщила компания. Пока площадка работает в тестовом режиме. “TMK eTrade” позволяет потребителям в России оформить заказ на продукцию любого из российских заводов ТМК, проконтролировать его выполнение, рассчитать доставку и сформировать необходимый пакет документов”, – объясняет компания. Ожидается, что на долю интернет-площадки придется до 5% продаж российского дивизиона (он обеспечивает около 80% всех продаж ТМК), сказал заместитель гендиректора ТМК Владимир Шматович. Площадка предназначена для спотовых продаж труб общего назначения – нефтегазовые там продаваться не будут, отметил топ-менеджер. Российский дивизион ТМК в первом полугодии продал 1,4 млн. т трубной продукции на $1,4 млрд., больше половины (993000 т) – это бесшовные трубы, которые применяются в строительстве, машиностроении и др.
Пионером интернет-торговли в России была “Северсталь”. Она открыла электронную торговую площадку еще в 2005 г. Сначала площадка работала по принципу аукционных торгов, потом трансформировалась в интернет-магазин. “На площадке можно размещать заказы на производство определенного количества проката, покупать продукцию со складов, отслеживать статус исполнения заказов, формировать отчетность”, – рассказывает представитель компании. “Северсталь” рассчитывает, что в 2018 г. через интернет будет продана примерно треть проката. “По данным Forrester, 62% b2b-клиентов в мире хотят иметь возможность самообслуживания. Получается, два из трех наших клиентов хотели бы покупать металлопрокат в интернете, без участия менеджера по продажам”, – объясняет представитель “Северстали”.
В 2007 г. электронная площадка появилась у ММК. “Мы хотели организовать новый канал продаж, расширить присутствие на рынке, привлечь покупателей, заинтересованных в покупке небольших партий”, – рассказывает представитель ММК. Продажи, правда, небольшие, но с 2012 г., когда площадка была модернизирована, они выросли в 7,2 раза до 40000 т. У НЛМК с 2013 г. работает система дистанционного обслуживания “Клиент-инфо”, но воспользоваться ею могут только клиенты, которые подписали с НЛМК договор, рассказывает представитель компании. Вскоре компания готова будет предложить систему, доступную для масс-маркета, говорит собеседник. Компании не раскрывают, сколько тратят на запуск интернет-магазинов.
Основные онлайн-клиенты – строительные компании, говорит директор Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Айрат Халиков. “Строители вынуждены закупать сталь небольшими партиями, необходимыми на пару месяцев”, – поясняет аналитик. У металлургов нет ресурсов, чтобы работать со всеми строительными компаниями напрямую. Сейчас эту проблему как в России, так и в мире решают трейдеры, но их наценка – от 7 до 27% в зависимости от сезона, добавляет Халиков. Интернет-продажи позволят снизить эту наценку для конечного покупателя, отмечает аналитик АКРА Максим Худалов.
“Электронная коммерция – один из самых быстрорастущих сегментов экономики: объемы онлайн-продаж в мире ежегодно увеличиваются на 20% и в 2020 г., по мнению экспертов, превысят $4,1 млрд.”, – добавляет представитель “Северстали”. “Интернет-торговля рассчитана прежде всего на розничный сегмент, но ничего не мешает и промышленным потребителям в перспективе перейти на нее”, – уверен Худалов. Развитие интернет-торговли, по его мнению, позволит лучше понимать рынок: “Компания будет сразу видеть, что нужно потребителю, а не трейдеру на складе”.
Массового ухода клиентов из-за появления интернет-магазинов не прогнозируется, говорит металлотрейдер, который продает в центральной части России арматуру из Украины. Трейдеры делают ставку на скорость доставки. Через интернет проходят мелкие партии, при этом не во всех интернет-магазинах можно сформировать индивидуальный заказ, говорит трейдер. (Укррудпром/Металл Украины и мира)